понедельник, 25 ноября 2024
«Партнерство» без партнеров

Народный репортер

Напишите нам

/ Актуальная темаRSS

«Партнерство» без партнеров

«Партнерство» без партнеров

29 марта 2021 17:58    Просмотров: 5858

В мае 2009 года Европейским Союзом была учреждена программа «Восточное партнерство». Ее участниками стали шесть государств бывшего Советского Союза  - Украина, Белоруссия, Молдавия, Грузия, Армения, Азербайджан.

Целями «Восточного партнерства» декларировались развитие интеграционных связей между странами «Восточного партнерства» и ЕС, обеспечение стабильности, энергетическая безопасность и увеличение  контактов между людьми. Между тем именно в странах-участницах «Восточного партнерства» наблюдается самое большое количество территориальных и сопряженных с ними конфликтов, а самым громким  из недавних стали  активные боевые действия в Нагоном Карабахе. Правда их удалось остановить, но не  благодаря  «Восточному партнерству». Накануне предстоящего саммита «Восточного партнерства» Центром европейско-азиатских исследований (Россия, Екатеринбург) и Издательским холдингом «Иравунк» (Армения, Ереван) был проведен совместный «круглый стол» в формате онлайн, в котором приняли участие эксперты из России, Армении и Грузии.  По его итогам  все участники пришли к заключению о том, что «благие пожелания» оказались очень  далеки от реальности:
 
 Координатор программы в Международном Центре по конфликтам и Переговорам, эксперт Центра европейско-азиатских исследований Заал Анджапаридзе (Грузия, Тбилиси) сказал, что «Восточное партнерство» мало что сделало для снижения конфликтности в странах-участницах. По опыту Грузии попытки организовать диалог с «отколовшимися»   территориями по принципу «вовлеченность без признания» в обход правительства Грузии,  не дали никакого эффекта. Из этого получились лишь  «добрые намерения», которые способствовали только увеличению взаимной напряженности, далекой от нахождения компромиссов. Стороны конфликта еще больше разошлись  друг с другом в оценках сложившейся ситуации, не оставляя пространства для сближения.   

Председатель партии «Союз Конституционное право» Айк Бабуханян  (Армения, Ереван) отметил, что с 2008 года «Восточное партнерство» так и не стало локомотивом развития ни в одном из шести государств-участников «Восточного партнерства», в том числе и в Армении. Повсюду увеличилась внутриполитическая нестабильность, деградировала социальная сфера. В армянском  гражданском  обществе появилось много деструктивных НКО, спонсируемых Западом, различные  секты. Никакого укрепления политической  системы не произошло. Прямыми следствиями этой программы можно считать и недавний конфликт в Нагорном Карабахе с его итогами и нынешнюю, в прямом смысле взрывоопасную,  внутриполитическую ситуацию в Армении.

Но другого результата, по мнению заведующего Центром глобальных исследований и международных проблем Дипломатической академии МИД Российской Федерации Вадима Козюлина (Россия, Москва) и быть не могло. В своих воспоминаниях бывший министр иностранных дел Польши в правительстве Дональда Туска Радослав Сикорский признался, что «Восточное партнерство» - это польско-шведский проект. И его задачей были  не изначально декларируемые цели, а отрыв Украины от России. И эта  цель достигнута, правда, ценой  территориальных потерь  для Украины и непредсказуемой  внутриполитической обстановкой. Про нынешнее состояние украинской  экономики можно вообще не говорить, страна в упадке. Вот и весь «партнерский»  результат. Откровенно говоря, под таким же углом зрения стоит рассматривать и утвержденную Советом ЕС в июне 2019 года    новую стратегию в Центральной Азии, когда под прикрытием якобы хороших намерений преследуются  геополитические интересы, в том числе и отрыв государств этого региона  от России.

Подводя итоги  «круглого стола» модератор, Директор Центра европейско-азиатских  исследований  Андрей Русаков (Россия, Екатеринбург)подчеркнул, что и в плане развития экономики все страны «Восточного партнерства» не получили серьезного стимула, обещанный  доступ не европейские рынки не дал ощутимого эффекта. При этом фирменным стилем в отношении стран-участниц стали политически  обусловленные варианты финансовой помощи, идущие в разрез с культурными и национальными традициями народов – признание однополых браков  или союзов, ювенальная юстиция и другие  законодательные «новации» по отношению к разного рода «меньшинствам».  Андрей Русаков поблагодарил всех коллег за интересный разговор.  Всеми участниками было выражено пожелание о регулярных встречах в таком формате по актуальным вопросам на постсоветском  пространстве.

Я рекомендую 1 + Поделиться
Нравится

Комментарии

Другие новости

06 августа 2024 17:45

Центральная Азия – внутренний тыл Китая, по которому могут нанести удар – эксперт

Независимый эксперт Марс Сариев — о рисках для региона и Кыргызстана, связанных со строительством и запуском железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан

26 июля 2024 09:03

Антисанкционный фронт, безвизовый режим, единый банк – эксперт о том, какая «перезагрузка» нужна ШОС

По словам экономиста Кубата Рахимова, в действующем виде объединение мало учитывает интересы Кыргызстана и иных стран, стоявших у истоков зарождения ШОС

Обзоры

 Владимир Банников 

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ В СТРАНАХ ЦА

США планируют разместить биолаборатории, вывезенные с Украины, в Казахстане.

 Андрей Русаков 

ДВЕ СТОЛИЦЫ ШОС

Отмечена роль проведения Саммитов Глав государств ШОС в превращении Екатеринбурга и Самарканда в крупнейшие мегаполисы континента.

 Андрей Русаков 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ «UPGRADE»

В Узбекистане объявлено о проведении референдума по поправкам в Конституцию, о которых говорил действующий президент Шавкат Мирзиеев в своем выступлении еще в ноябре прошлого года в рамках своего вступления на должность.

О стране