пятница, 22 ноября 2024
«СЕРЫЙ ИМПОРТ» В КАЗАХСТАНЕ И КИРГИЗИИ — Центральноазиатский информационный портал «News Asia»

Народный репортер

Напишите нам

Таджикистан / ЭкономикаRSS

«СЕРЫЙ ИМПОРТ» В КАЗАХСТАНЕ И КИРГИЗИИ

«СЕРЫЙ ИМПОРТ» В КАЗАХСТАНЕ И КИРГИЗИИ

08 декабря 2017 15:39    Просмотров: 17805

Владимир Банников, © News-Asia

В ходе «транзитного конфликта» между Кыргызстаном и Казахстаном встал вопрос о проблеме ввоза товаров из Китая в обход таможенных пошлин для последующей продажи в других странах ЕАЭС. Это явление часто называют «серым реэкспортом». В частности, казахстанские официальные органы используют ссылки на эту проблему для обоснования  фактических ограничений для ввоза кыргызстанских грузов на территорию РК. Однако такой односторонний подход нельзя признать справедливым, так как эта проблема – общая для всех стран ЦА. Это легко заметить, элементарно сопоставив статистику торговли с КНР принимающих государств и самого Китая (Внешняя торговля стран Центральной Азии с Китаем по данным национальной и китайской статистики за 2016 год, статистика базы данных ООН «Comtrade» и таможенной службы Таджикистана за 2016 год).

Общая проблема

Евразийский аналитический клуб предлагает рассмотреть проблему без политизации и найти возможные пути её совместного решения. Как мы видим, во всех трех государствах, граничащих с КНР, фиксируется огромная разница между стоимостью товарного потока, уходящего из Китая и прибывающего на место. В случае каждой из стран из учёта «пропадает» более 50% стоимости товаров, в общей сложности – почти 10 млрд. долл. Учитывая, что показатели обратного экспорта различаются гораздо меньше, объяснить ситуацию разницей в правилах таможенного учёта невозможно.При этом Казахстан и Кыргызстан входят в ЕАЭС, а Таджикистан – в зону свободной торговли СНГ. Кстати, прямой аналогией «серого» потока в регионе является существующая в Беларуси практика ввоза «санкционных» товаров из ЕС в Россию под местными торговыми марками. То есть, проблема превращается в вызов для всего евразийского рынка. Причём, если брать Казахстан и Кыргызстан, то «потери» составляют практически равную величину – 4,6 млрд (РК) и 4,2 млрд долларов (КР). В данной ситуации нельзя рассматривать, как эффективную борьбу с контрабандой, односторонние меры казахстанских таможенных органов на границе с Кыргызстаном, когда аналогичная по масштабам проблема существует непосредственно на границе с Китаем.

Технология контрабанды

Полевые исследования авторов показывают близкие схемы функционирования «серого импорта» в Казахстане и Кыргызстане. Объектами контрабанды становятся преимущественно товары широкого потребления: одежда и обувь, включая дорогую и зимнюю. Основной канал ввоза - ложная классификация товара, либо путём манипуляций с таможенными правилами, любо путём прямых фальсификаций актов. В определённых случаях фуры с нелегальным грузом пересекают границу вообще без регистрации. Контрабандисты коррумпируют некоторых таможенных чиновников, закрывающих глаза на незаконные операции. ЕЭК фиксирует даже такие грубые нарушения правил Союза, как массовое занижение единых стоимостных показателей для ввозимые товаров, установленных решением ВЭС от 16 октября 2015 года. Затем «серый реэкспорт» ввозится в регион и либо по «чёрным» схемам вывозится в другие страны ЕАЭС и СНГ, либо получает фиктивное оформление, как местная продукция. Причём речь не идёт даже о какой-то формальной переработке товара, а лишь о «переклейке ярлыков».

Отдельную проблему составляют тарифные изъятия, которые имеют и Кыргызстан, и Казахстан. В рамках этих преференций ввозимые товары облагаются более низкими таможенными сборами или даже ввозятся в беспошлинном режиме для потребления на внутреннем рынке. Однако очевидно, что эта практика оставляет массу возможностей для незаконного реэкспорта этой продукции по описанной выше схеме. По опубликованным данным, в КР существует в общей сложности – 166 изъятий из ЕТТ ЕАЭС, регламентирующего таможенные сборы с различных товаров. В РК – около 2000 изъятий с учётом вступления страны в ВТО, причём по этим правилам оформляется более 20% товаров, ввозимых в республику. Игнорировать эту проблему не должна ни одна из стран. Прямой ущерб от «серого» потока составляет для Казахстана и Кыргызстана не менее 1-1,5 млрд прямых экономических потерь в результате недополученных национальными бюджетами сборов. Кроме того, существует косвенный ущерб для национальных производителей из-за демпинга дешёвой китайской продукции, что особенно остро сказывается на секторе швейной промышленности. По оценкам Евразийского аналитического клуба, речь идёт о потерях не менее 5 млрд долларов в год. Наконец, необходимо отметить проблемы, связанные с безопасностью. Каналы нелегальной и полулегальной торговли укрепляют организованную преступность, способствуют развитию наркоторговли. Есть свидетельства, что в некоторых региона потоки контрабанды пытаются поставить под свой контроль нелегальные исламистские группировки, что в перспективе может сделать их более мощными и опасными для стран региона.

Российский опыт

Несмотря на сложность и многогранность проблемы «серых» схем в торговле с Китаем, опыт показывает, что она вполне решаема. В частности, в российско-китайской торговле разница между китайским экспортом и российским импортом составляет менее 3% от суммы или около 800 млн долларов при сумме торгового оборота более 69 млрд.Частично это достигается за счёт более широкого использования технических средств пограничного контроля, большей оплаты и престижа работы таможенных работников, что облегчает подбор кадров и снижает риск коррупции. Частично - это результат мер по контролю над товарооборотом на внутреннем рынке.Речь, в том числе, о программах «чипизации» некоторых товаров, включая автотранспорт и шубы. Вводимые чипы, без которых сбыт продукции запрещён, фиксируют все операции с товаром, а в случае транспортных средств могут даже использоваться для дистанционного контроля за объектом с помощью российской системы ГЛОНАСС.
Таким образом, в случае с рынком меховых изделий введение чипов позволило, по данным российского Минпромторга, увеличить официальный сбыт данных товаров в течение года в 6 раз и вывести из тени минимум 20% операторов. Российские экономисты прогнозируют ещё минимум двукратный рост рынка, а, следовательно, и налоговых поступлений, в результате легализации в ближайшие годы.
Необходимо напомнить, что системы «чипизации» и спутникового контроля внедряются по инициативе России на рынках ЕАЭС, следовательно, доступ к этим программам могут иметь и заинтересованные государства центрально-азиатского региона.

Практические предложения

Анализ существующей ситуации позволяет выделить следующие направления работы по борьбе с «серым реэкспортом из КНР». Прежде всего, это скорейшая ратификация и внедрение Таможенного Кодекса ЕАЭС. Данный документ содержит единые правила декларирования и классификации товаров, которые резко сократят пространство для маневра при оформлении ввозимых из КНР товаров. На практике это будет означать постепенное исчезновение юридически неоднозначных схем, а занижение стоимости будет требовать прямого и грубого подлога со стороны контрабандистов и таможенных работников.На сегодня некоторыми политиками, включая российских, также ставится вопрос о создании единых Союзных органов пограничного контроля, которые бы прямо обеспечивали выполнение принятых нормативных актов. Сейчас ЕАЭС уже имеет централизованную систему распределения между странами тарифных поступлений, а указанный фонд можно по общему соглашению использовать для реформы и модернизации служб таможенного контроля. К числу первоочередных мер необходимо отнести повышение технической оснащённости и введения максимума средств автоматического контроля на всех пограничных переходах. Также возможна отправка таможенных наблюдателей из сопредельных стран ЕАЭС на пункты пограничного контроля или даже создание «летучих» международных таможенных групп, которые бы посменно работали на разных границах Союза.На внутреннем рынке необходим комплекс мер по выводу розничной торговли и перевозок из тени. Здесь потребуется сложный комплекс мер от упомянутой чипизации товаров, до развития электронного документооборота, интернет-сервисов госуслуг, упрощения процедур регистрации бизнеса. Возможен также подход, основанный на использовании возможностей ГЛОНАСС-контроля над автотранспортом для фиксации грузопотоков.

По материалам Евразийского аналитического клуба

Источник: еженедельная газета Аргументы и Факты-Кыргызстан, № 49

   
Я рекомендую 1 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

29 октября 2022 13:03

Таджикистан активнее всего сотрудничает с Москвой, Красноярским краем и Свердловской областью

Торгпредство России в республике подвело итоги партнерства за 9 месяцев. В целом с Душанбе и регионами за это время поработали 67 субъектов РФ.

12 октября 2021 07:27

Таджикистану дают грант в размере 3 млн долл. США на борьбу с COVID-19

Проекты ЕФСР, направленные на борьбу с COVID-19 и его последствиями, готовятся к реализации в Республике Армения и Кыргызской Республике.

Обзоры

 Владимир Банников 

«СЕРЫЙ ИМПОРТ» В КАЗАХСТАНЕ И КИРГИЗИИ

Ввоз товаров из Китая в обход таможенных пошлин для последующей продажи в других странах ЕАЭС - проблема не только КР и РК, и повод к сотрудничеству для всех стран ЦА

 Валерий Чумакин 

«Экономический шелковый путь»: Совместимость видений Туркменистана и Китая

Экономический Шелковый путь Китая предусматривает быстрое и легкое перемещение товаров из Китая в Европу, в Центральную Азию, на Ближний Восток, в Южную Азию и так далее

 Иван Донис 

ШОС: сила в интеграции

Спецпредставитель президента РФ Кирилл Барский – о важности объединения стран Евразии

О стране

Таджикистан - государство в Центральной Азии, бывшая Таджикская Советская Социалистическая Республика в составе СССР.

Таджикистан расположен в предгорьях Памира и не имеет выхода к морю. Граничит с Узбекистаном и Киргизией на севере и западе, с Китаем на востоке, с Афганистаном — на юге.

Столица - город Душанбе.

Таджикистан — единственное персоязычное государство в бывшей советской Средней Азии. Большинство населения исповедует ислам суннитского толка.