Неоднозначные президентские выборы в Кыргызстане 30 октября 2011 года вызвали некоторую критику со стороны международного сообщества, принявшего в итоге результаты голосования, однако утверждающего, что значительная работа по недопущению избирательных неточностей Киргизии еще предстоит.
Однако, в качестве перспективы и сравнения, журналисты «Радио Свободная Европа - Радио Свобода» (RFE/RL) предлагают посмотреть на ситуацию в странах Центральной Азии, окружающих Киргизию. Например, стоит обратить внимание на Казахстан, который наблюдатели ОБСЕ осудили в период апрельских президентских выборов за отсутствие оппозиционных кандидатов и неконкурентную среду. Заслуживает интереса, по мнению международных журналистов, и Таджикистан с его прошлогодними парламентскими выборами. В той же обойме находятся Узбекистан и Туркмения, которые неоднократно занимали первые места в рейтингах стран, отличающихся самыми репрессивными режимами. В регионе, отмечает RFE/RL, преобладают правящие в течение долгого времени автократы-самодержцы, на фоне которых Кыргызстан выступает прогрессивным исключением.
Избирательная кампания в Киргизии привела к власти умеренного кандидата, занимавшего кресло премьер-министра. Атамбаев, в отличие от своих центральноазиатских коллег, трое из которых приближаются к своей третьей декаде правления, намеревается править страной всего один срок – шесть лет, как того и требует Конституция. Он пообещал сохранить парламентскую систему управления страной, которая является уникальной для региона, она была создана в прошлом году, чтобы разрушить сильную президентскую власть.
Многие, кто находится вне бывшего СССР, называют Киргизию единственной надеждой демократии, скованной некогда авторитарным правлением. В Центральной Азии, к слову, многие не разделяют такого мнения. Одни видят Кыргызстана как завидную модель, другие представляют пятимиллионного соседа как слабое, неустойчивое государство.
Таджикистану мешают взглянуть на Кыргызстан с нейтральной стороны приграничные проблемы, а также отголоски событий, случившихся в июне 2010 года и ранее. Киргизия ранее обвиняла Таджикистан в укрывательстве родственников свергнутого президента Курманбека Бакиева. Свержение экс-президента и смерть более 500 узбеков и киргизов в столкновениях на юге стали теми точками для двух стран, которые поставили государства перед новыми рисками региональных и этнических трений.
Пренебрежительное отношение к восточному соседу демонстрирует, по данным RFE/RL, и Узбекистан со своими изолированными 27 миллионами жителей. Узбекские газеты и телевидение предлагают мало информации о выборах президента Кыргызстана, и вообще, любое СМИ, как правило, сосредоточено на себе, предпочтительно на новостях Узбекистана. Данное государство рассматривает КР, кроме всего прочего, как некультурную и предрасположенную к насилию.
- Учитывая события 2010 года, унесшие так много жизней граждан, разве можно назвать происходящее в стране демократией? – вопрошает социолог Бахадыр Мусаев. – Мы видим необузданный национализм. И эти лидеры называют себя пионерами в создании парламентской республики. Это миф.
Что касается отношений с Казахстаном, то редакция «Радио Свободная Европа - Радио Свобода» характеризует их как более спокойные. Кыргызстан, по мнению данного СМИ, традиционно поддерживает более тесные отношения с его массивными и богатым соседом на севере, с которым он разделяет крепкие культурные связи и поддерживает инвестиционную дружбу. Кыргызстан, имеющий небогатые запасы природных ресурсов, в значительной степени зависит от денежных переводов от трудовых мигрантов, и позиционирует себя партнером богатого нефтью Казахстана, в котором доход на душу населения более чем в 10 раз превышает киргизский.
Де-факто, пожизненный президент Казахстана Нурсултан Назарбаев имеет особые привилегии в выдвижении своей кандидатуры на переизбрание бесконечное количество раз. Он защитил сильное президентское правление через экономические успехи своей страны. Некоторые эксперты отмечают, что Назарбаев явился яростным сторонником отказа Кыргызстана от парламентской системы, которая может рассматриваться как угроза сильного президентского правления, если она начинает процветать. Однако сегодня Назарбаев кажется невозмутимым, и не упускает возможности публично заявить что-то вроде: "Если вы думаете, что в Казахстане все плохо, посмотрите на Кыргызстан, и вы узнаете, где на самом деле плохо". RFE/RL отмечает, что сегодня Киргизия для Казахстана ассоциируется с грабежами, хаосом и прошлогодними беспорядками также, как Сицилия ассоциируется с мафией.
Тем не менее, кое-кто в политических кругах Казахстана не разделяет мнения большинства. Например, Амиржан Коссанов, являющийся заместителем председателя Социал-демократической партии. Он утверждает, что модель Кыргызстана сможет оказаться более убедительной, нежели все остальные, если страна избавится от отпечатка недавних политических беспорядков и докажет свою стабильную и процветающую парламентскую демократию.
- В любом случае, молодая демократия в Кыргызстане прошла тест, - уверен Амиржан Коссанов, отметивший также, что стране все еще нужно время, чтобы осмыслить и пересмотреть наследие изгнанных бывших президентов Аскара Акаева и Курманбека Бакиева. – Все это является частью живой процесс, и если Кыргызстан останется на пути, установленном его нынешней Конституцией и законами, то он, безусловно, станет образцом для соседних государств.
Комментарии