Вашингтонский Center for Global Development проанализировал в условиях коронавирусного мирового кризиса долги участников инвестиционного проекта ОПОП по отношению к Китаю. Исследование охватило 68 стран-участниц, их текущие и прогнозируемые задолженности. Половина партнеров Китая по этому проекту стоит на ногах крепко, еще 23 страны находятся в условиях угрозы долгового кризиса, а 10 – подвержены риску кризиса из-за непомерных долгов. Число этих стран может вырасти: КПК в ближайшие годы планирует инвестировать до 8 трлн долларов США в инфраструктурные проекты в Азии, Африке и Европе. Это увеличит зависимость ряда стран: по данным Международного валютного фонда, вклад Китая в государственный долг бедных стран-должников почти удвоился с 6,2 % до 11,6 % с 2013 по 2016 год, и он растет.
Как растет и китайское присутствие за рубежами страны: иногда вместо погашения кредита финансами кредитор выдвигает требование права пользования инфраструктурой страны-должника. К тому же на местах нет прозрачности в кредитовании Китаем, что приводит к росту рисков для стран-получателей. В том числе и из «черной десятки». Это Кыргызстан, Таджикистан, Шри-Ланка, Джибути, Мальдивы, Лаос, Монголия, Пакистан, Черногория и Ангола. И вот как по данным составителей исследования, оказалась в паутине обязательств каждая из стран.
Кыргызстан
Эксимбанк в этой относительно бедной стране – крупнейший кредитор. Кыргызстан должен уже более 1, 5 млрд долларов США, что составляет около 40% от общего объема государственного внешнего долга. Многие инфраструктурные проекты – в частности, по строительству дорог – были реализованы за счет кредитов Эксимбанка, а возводили эти объекты китайские рабочие. Так же Китай инвестирует около 1 млрд долларов США в энергетические проекты в стране и может сделать Кыргызстан будущим поставщиком энергии в южноазиатский регион. Что может повлечь за собой еще более глубокие долговые обязательства. Антикитайские населения в стране в связи с этим растут и становятся поитическим орудием разных сил. В последний раз они привели к тому, что совместное предприятие, созданное китайской компанией One Lead One Trading Limited отказалось от проекта стоимостью 280 млн долларов США, который был направлен на строительство логистического центра в Кыргызстане. В компании заявили, что невозможно работать над долгосрочным проектом, когда местное население выступает против него.
Таджикистан
По оценкам Всемирного банка и МВФ, Таджикистан, считающийся одной из беднейших стран Азии, уже находится в шаге от долгового кризиса. Страна планирует увеличить свой внешний долг для оплаты инфраструктурных инвестиций в транспортный сектор и энергетику, 80% от его общего прироста составляют долги перед Китаем. И в отличие от Мьянмы, Мальдивов и Шри-Ланки Душанбе не требует пересмотра условий урегулирования долга и условий контрактов. Кроме того, Таджикистан уже начал передавать права Китаю на ряд своих инфраструктурных и стратегически важных объектов, например, права на ряд золоторудных месторождений.
Шри-Ланка
Островной сосед Китая по Большой Южной Азии оказался в долговой ловушке из-за финансируемых Китаем государственных инвестиционных проектов. Порт Хамбантота был одним из таких инвестиционных проектов, и Китай предоставил островному государству в период с 2010 по 2015 годы 5 млрд долларов США под процентные ставки до 6,3 %. Шри-Ланка с более чем 21-миллионным населением не смогла погасить кредиты в срок. И порт отошел китайской China Merchant Port Holdings Limited на 99 лет за 1,12 млрд долларов США в 2017 году.
Джибути
Эта восточноафриканская страна – единственная страна мира, в которой размещена зарубежная военная база Китая. Китайское правительство засчитывает за нее 20 млн долларов США в год. Впрочем, это не последний объект, который может получить Пекин: за последние несколько лет госдолг Джибути вырос с 50 до 85% странового ВВП, 80% из них составляет задолженность Китаю, преимущественно Эксимбанку. Ситуация вряд ли изменится – Джибути одна из ключевых стран ОПОП в африканском направлении, и имеет Джибутийскую Международную зону торговли, финансируемую Китаем в объеме 3, 5 млрд долларов США. Сюда же входит и строительство портов и дорог в этой стране. Джибути стратегически Пекину ценна тем, что имеет рядом оживленную международную судоходную линию: там проходит до 20 тысяч судов в год.
Мальдивы
Мальдивские острова должны Пекину уже около 3, 5 млрд долларов США – министерство финансов этой страны подсчитало, что сами долги составляют 600 млн долларов США Китаю непосредственно, которые правительство непосредственно задолжало Китаю. Вместе с гарантиями по китайским кредитам компаниям сумма составляет более 935 млн долларов США, остальное набежавшие проценты. Деньги ушли на огромный четырехполосный китайско-мальдивский Мост Дружбы, соединяющий столицу Мале с пригородом Хулхумале и аэропортом Велана. Так же предполагается, что рядом с этим аэропортом, модернизируемым на китайские же средства, появится новый город. В качестве уплаты по долгам Китай может получить исключительную карманную экономическую зону площадью около 859 тыс квадратных километров на участке Индийского океана, который касается главного судоходного маршрута между Китаем, поставщиками нефти с Ближнего Востока и Европой.
Лаос
Лаос, одна из беднейших стран Юго-Восточной Азии, имеет несколько проектов, связанных с ОПОП, в том числе китайско-лаосскую железную дорогу стоимостью 6,7 млрд долларов США или же почти 50% ВВП Лаоса. Порядка 60% этих средств взяты в Эксимбанке Китая. Высокоскоростная железная дорога, объявленная к строительству в 2015 году, соединит Куньмин в провинции Юньнань с Вьентьяном к 2021 году, и пойдет в Сингапур и Малайзию. Благодаря ей 7-миллионный Лаос стал одной из самым слабых уязвимых перед Китаем стран в Большой Юго-Восточной Азии.
Монголия
Эксимбанк Китая в начале 2017 года согласился предоставить Монголии финансирование в рамках своей кредитной линии в размере 1 млрд долларов США по льготным ставкам для проектов в сфере гидроэнергетики и строительства автотрасс. Еще 30 млрд поступят до 2027 года. И если это осуществится, может случиться, что что 3–миллионная Монголия, граничащая с 1, 4 – миллиардным Китаем и имеющая богатые природные ресурсы, станет заложником «большого соседа». Рассчитываться ей нечем.
Пакистан
Страна Большого Ближнего Востока – всепогодный союзник Китая и благодаря долгам попадающий в вассальную зависимость. Предполагается, что в ближайшие годы, страна окажется перед долгами в объеме 62 млрд долларов США и порядка 80% этой суммы составят долги Китаю. Так, например, 40 млрд долларов США – это за 26,5-миллиардные инвестиции CPEC в течение 20 лет. Эта цифра, однако, не включает в себя проект магистральных железных дорог Пакистана стоимостью 8,2 млрд долларов США. Это единственный проект, который будет реализован в ближайшие несколько лет. Китай выдал Пакистану кредиты на сумму 5,9 миллиарда долларов США по процентным ставкам от 2% до 5,2%. Три государственных займа около 800 миллионов долларов США – были получены под 5,2 процента годовых. Пакистан должен будет вернуть Пекину 7,5 млрд долларов США против в общей сложности пяти инфраструктурных проектов.
Черногория
В 2014 году правительство Черногории заключило соглашение с китайским Эксимбанком о финансировании около 85 % расходов в размере 1 млрд долларов США на первый этап проекта строительства автомагистрали, связывающей порт Бар с Сербией. Вторая и третья фазы, скорее всего, приведут к дефолту, если финансирование не будет предоставлено на льготных условиях.По данным Всемирного банка, доля государственного долга в ВВП вырастет до колоссальных 83%.
Ангола
Замыкает 10-ку черных должников Ангола, вторая страна – производитель нефти в Африке. Ангола погасила свой долг перед Китаем в размере 25 млрд долларов США сырой нефтью, что создало ряд проблем для ее экономики. Более 99 % ангольского экспорта в Китай составляют нефтепродукты. С момента установления дипломатических отношений с Китаем в 1983 году Китай уже предоставил Анголе более 60 млрд долларов США в виде прямых инвестиций и инфраструктурных проектов. Способность Анголы погасить долг зависит от цены на нефть. Теперь же каждый ангольский гражданин должен Пекину 754 доллара США.
Фото:pixabay.com
Комментарии