В настоящее время Центральная Азия является одним из засушливых регионов, ощущающим на себе последствия изменения климата, которые могут угрожать безопасности региона. Ситуация в горных районах, а также на южных границах Центральной Азии заслуживает постоянного внимания. Горы Памира и Тянь-Шаня являются геополитически нестабильными территориями, которые на протяжении многих лет характеризуются социально-экономической незащищенностью. Изменение климата в этих областях несут за собой таяние ледников и вечную мерзлоту, что нарушает водные режимы и ставят под угрозу все вокруг. Дефицит водных ресурсов, засуха и изменения в режимах рек, скорее всего, усугубят нехватку энергетических ресурсов в горных районах, зависящих от гидроэнергетики, что приведет к необеспеченности продовольствием жителей низин, зависящих от воды для орошения.
Центральноазиатские страны богаты природными ресурсами, но распределены они неравномерно: в Кыргызстане и Таджикистане имеются большие запасы воды, которые хранятся в горных ледниках, Туркменистан и Узбекистан имеют значительные запасы нефти и газа, Казахстан, помимо этого, богат углем, металлами и минералами. Кроме того, в этих странах разный уровень благосостояния, что также влияет на конфликтогенную обстановку при решении спорных вопросов. Вероятнее всего, влияние последствий изменения климата на безопасность населения с течением времени возрастет.
Из-за различного рельефа местности, к решению проблем изменения климата руководство стран подходит по-разному. В Казахстане из-за сильной жары, засухи, случились сильные степные пожары. Они привели к значительным экономическим потерям, особенно в северной части страны, где наиболее плодородные земли. Правительство страны выделяет значительные ресурсы из бюджета на модернизацию экономики, а также на развитие системы торговли. Одной из экономических движущих сил является нефтегазовый сектор, предприятия которого сосредоточены в основном в регионе Каспийского моря, где колебания уровня моря, неблагоприятные погодные условия и климат могут негативно повлиять на производство и экологию. Большая часть Кыргызстана представляет собой горную местность, а прогнозы климатических условий в регионе говорят о повышении температур, таянии ледников и массивов вечной мерзлоты, которые понесут за собой большие изменения. В связи с этим, руководство принимает меры по адаптации страны к возможным изменениям. Относительно недавно Кыргызстан сталкивался с протестами населения, которые также были обусловлены проблемами, связанными с доступностью и использованием природных ресурсов и электроэнергии. Ситуация в Таджикистане представляет собой совокупность основных для региона тем – последствий изменения климата и экстремальных погодных условий в горных и густонаселенных районах, трансграничной напряженностью, связанной с водными ресурсами и развитием энергетики. Все это усугубляется низким уровнем жизни населения, особенно в этих районах. Юг страны особенно чувствителен к изменению климата и экстремальным погодным условиям, а близость к Афганистану с нестабильной обстановкой является постоянной угрозой национальной безопасности. Тем не менее, руководство Таджикистана, первое из стран региона, учло все проблемы, связанные с переменой климата при планировании экономики, повысив при этом свой уровень экономической безопасности. У Туркменистана же большая часть водных ресурсов Туркменистана поступает из государств, расположенных в верховьях, и любое снижение объемов воды повышает уровень уязвимости страны, что может негативно повлиять на отношения между странами. Узбекистан не является исключением в вопросе озабоченности изменениями климата, страна сотрудничает с донорами и выделяет бюджетные ресурсы на осуществление реформ в сельскохозяйственном и водохозяйственном секторах. Кроме того, Узбекистан является лидером в области развития и использования солнечной энергии в Центрально-Азиатском регионе.
Однако, несмотря на принимаемый ряд мер в области безопасности, ряд авторитетных экспертов уверен, что изменение климата может стать источником нестабильности в Центральной Азии, столкнув между собой пять стран региона. Если руководства стран региона как можно быстрее не придут к согласию по вопросу границ, изменение климата может спровоцировать ухудшение ситуации и загнать эти переговоры в тупик. Процесс демаркации таджикско-узбекской границы практически завершен, а вот между Таджикистаном и Кыргызстаном этот процесс замедлился. Было немало случаев, когда жители приграничных районов Согдийской области Таджикистана и Баткенской области Кыргызстана конфликтовали из-за воды и земли. Иногда споры заканчивались кровопролитием. Правительствам стран Центральной Азии рекомендуется рассмотреть возможность принятия мер не только на местном, но и на региональном уровнях с целью решения проблем, связанных с воздействием изменения климата и последствиями для экономической безопасности. Вероятно, может потребоваться помощь союзных государств и поддержка международных организаций. Климатическая ситуация не должна сеять вражду между родственными странами в столь нелегкий период. А потому, к решению возникающих трудностей нужно подходить планомерно и с научной точки зрения.
Комментарии