27 октября 2011 года исполнилось ровно 20 лет с того момента, как Туркмения обрела независимость от СССР, объявив себя самостоятельным государством. Что изменилось за эти годы?
Новейшую история Туркменистана можно разделить на две эпохи – эпоху Сапармурата Ниязова, именовавшего себя Туркменбаши – отцом всех туркмен, и эпоху Гурбангулы Бердымухаммедова, скромно назвавшего себя Аркадагом, то есть покровителем. Первая часть новейшей истории длилась 21 год – с 1985 по 2006 годы. Еще при советской власти Ниязов получил бразды правления над страной и начал внедрять свои принципы в быт рядовых граждан. Уже через 9 лет, будучи независимым государством, Туркмения начала эволюционировать в плане формы государственного правления и политики президента. Так, в 1994-1995 годах в стране шло бурное обсуждение объявления Туркменистана Шахством. Однако новая форма государственности пришлась не по вкусу большинству тогдашних чиновников и старейшин. Еще через пять лет Сапармурат Ниязов был объявлен бессрочным президентом Туркменистана с предоставлением ему права избираться на высший пост бесконечное количество раз. Именно в этот период Туркменистан начала ассоциироваться у мировых экспертов с диктатом, сопровождающимся тотальными нарушениями прав человека. Оснований для таких высказываний было более чем предостаточно, поскольку уже к 2002 году каждый туркмен обязан был знать новые названия дней недели, которые именовались в честь Туркменбаши. Еще одним нововведением Ниязова стало его деление жизненного цикла человека на возрасты. В этот же период жителям Туркменистана навязывают «Рухнаму» - книгу, написанную президентом. Она стала, пожалуй, главным символом правления Ниязова, поскольку в свое время была приравнена к Корану. Содержание «Рухнамы» обязан был знать каждый. Еще бы, ведь в произведении самого Туркменбаши говорилось о туркменах как о великой нации, несправедливо приниженной Советским союзом. Ниязов, сочиняя произведение, был уверен, что библейский персонаж Ной был туркменом, этой же нации принадлежало изобретение колеса.
В конце 2002 года в Туркменистане стране произошла попытка государственного переворота, организованная, по официальным данным, бывшими высокопоставленными госчиновниками. Именно в этот период в стране начались массовые аресты неугодных властям лиц. Тогда же в Туркмении началось массовое уничтожение культуры – был снесен Пушкинский театр, Академический театр оперы и балета, несколько памятников. Не обошлось и без кардинальных кадровых перестановок. Так, в 2003 году Ниязовым были уволены все руководители министерств и ведомств, а на их место были распределены новые, более лояльные президенту, «специалисты». Чистки чиновничьих рядов продолжались вплоть до смерти Сапармурата Ниязова, произошедшей 21 декабря 2006 года. Официальной причиной ухода из жизни Туркменбаши медики назвали остановку сердца. Однако до сих пор в стране бытует мнение, что президента мог отравить кто-то из ближайшего окружения. Входил в него и нынешний президент страны Гурбангулы Бердымухаммедов, стоматолог по образованию.
Именно с конца 2006 года в Туркменистане начинается новая ветвь развития страны. На первых порах казалось, что она должна быть более демократичной. Однако практика показала, что от принципов правления Ниязова Бердымухаммедов отказался лишь частично. Набрав 89 процентов голосов, Аркадаг, прозванный так туркменами немного позже, приступил к реформам.
В частности, в феврале 2007 года открыл первые в истории Туркменистана интернет-кафе, распорядился выпустить из тюрем сотни политзаключенных, вернул десятилетнее образование в школах. Бердымухаммедов также вернул в туркменские аптеки импортные лекарства, активно начал восстанавливать медицинские учреждения, закрытые во времена правления Ниязова. В республике также была отменена ежедневная клятва верности Родине. К началу 2008 года в стране были открыты первые за десять лет обменные пункты валюты, начала работу Межбанковская валютная биржа. Туркмены также вернулись к привычным для месяцев и дней недели названиям. Однако были в истории новейшего Туркменистана и негативные моменты, число которых к 2011 году стало значительно увеличиваться. Так, Аркадаг возобновил традицию тотальных кадровых чисток и расправ над неугодными силами. Из страны бежали все оппозиционеры, в государстве остались лишь подконтрольные президенту СМИ. Независимые журналисты оказались за свои политические взгляды за решеткой. Спустя некоторое время жителям Туркмении начали запрещать использовать спутниковые антенны, поскольку передаваемые по зарубежным каналам сведения начали угрожать построенному Бердымухаммедовым режиму. Остановилось в стране и развитие интернета. Существенно подорожало образование. Основные секторы экономики, будь то добыча полезных ископаемых, развлекательная индустрия, промышленность, президент «подмял» под себя. Власти также начали препятствовать и развитию иностранных компаний в Туркменистане. Так, в конце 2010 года была отозвана лицензия у крупнейшего сотового оператора страны «МТС». Представителям компании даже не дали вывезти в Россию свое оборудование, вынудив оставить его новым владельцам, приближенным Бердымухаммедова. Примерно к середине 2011 года в стране начали резко дорожать продукты питания, сигареты, напитки. Между тем, размер зарплат оставался на прежнем уровне, что привело к народному недовольству.
Пиком неадекватности нынешних властей стало ЧП, произошедшее в 20 километрах от Ашхабада 7 июля 2011 года. Тогда на военных складах произошел крупный пожар. Известно, что из-за несоблюдения норм техники безопасности сдетонировали боеприпасы, хранившиеся в Абадане с советских времен. В результате ЧП, по неофициальным данным, погибло от 200 до 500 человек, хотя власти называют цифру 15. Городок близ столицы был практически полностью разрушен. Однако власти отказались официально признать факт взрывов на военных складах, сообщая, что 7 июля в Абадане произошел небольшой пожар в хранилище фейерверков, приготовленных для празднования 20-летия независимости. Прошло больше трех месяцев, однако жителям не были выплачены ни компенсации, ни капитально отремонтированы разрушенные боеприпасами дома. Все, чем им помогла власть – это заменила окна и кровлю в зданиях.
К слову о 20-летии независимости. На праздничные мероприятия государство потратило миллионы долларов. К юбилею в Ашхабаде был отстроен новый Президентский Дворец, в лифте которого как-то застрял президент, возведены новые жилые комплексы, подновлен внешний вид города. Тем временем, в репетициях по случаю общенационального празднования власти заставляли принимать участие всех бюджетников страны – врачей, педагогов и даже самих школьников (разделенных в последние годы на классы троечников, ударников и отличников). Отбирали для парадов самых лучших. Толстых, низкорослых и светловолосых организаторы отсеивали, с остальными же продолжали репетировать с утра и до вечера. В итоге тысячи школьников почти четверть года не посещали занятия, а учителя и медики вынуждены были терять здоровье на репетиционных мероприятиях.
Впереди у Туркмении новое испытание – выборы президента, намеченные на начало 2012 года. Бердымухаммедов как истинный демократ предложил принять в них участие оппозиционерам, находящимся сегодня за границей и даже поклялся обеспечить их безопасность. Однако в страну, где продолжаются массовые аресты журналистов и проштрафившихся чиновников, потенциальные кандидаты в президенты пока не торопятся...
Фото: https://i-news.kz
Комментарии