Чем меньше дней остается до священного мусульманского Курбан байрамы, тем выше взмывают цены на мясо и все проблематичным становится покупка к празднику жертвенного животного.
Об этом говорят сегодня не только жители туркменской столицы, но и сельской местности, где живности значительно больше.
Упитанный баран, мясо которого, как того предписывают каноны ислама, делится на три равные доли – одна часть для своей семьи, вторая бедным и нуждающимся, третья верующим и благочестивым, – стал недоступным даже для тех, кто еще в прошлом году мог позволить себе покупку на скотном рынке и выполнить в полном объеме все положенные культовые обряды.
- Люди с ужасом наблюдают за ростом цен на живой скот, они теперь вместо овцы предпочитают купить менее упитанную козу, но и эти рогатые из-за большого спроса на них дорожают день ото дня, поэтому в этом году, думаю, людей, справляющих обряд курбанлык, станет меньше прошлогоднего, - говорит житель приграничного с Узбекистаном поселка Ниязовск Алишер Атаханов.
Курбанлык – это поминальная трапеза в дни празднования Курбан байрама, на которую приглашаются дальние и близкие родственники, соседи, друзья и знакомые. Рост цен на мелкий и крупный рогатый скот вынуждает одних правоверных людей залезать в долги, что, естественно, противоречит нормам шариата, а других вынуждает отказаться от векового обряда принесения в жертву животного и довольствоваться тем, что жертвуют зажиточные люди бедным и нуждающимся.
Пропорционально с ростом цен на живность растет и цена на мясо. Причем последнее происходит весьма странно. Над мясными прилавками Ашхабада и других городов висят ценники «1 кг 12 манат» (свыше 4 долларов США), но по этой цене ни один мясник не отпустит покупателю продукт. Ценники для отвода глаз, для проверяющих из числа чиновников местной администрации, регулярно устраивающих проверки и облавы в мясных рядах рынков. Мясники же отпускают мясо по 18 манат (около 6 долларов США) и работают при этом в постоянном нервозном ожидании команды «Атас!».
-Как только замечают, что идут проверяющие, мясники либо сворачивают торговлю, либо начинают продавать мясо по установленной властями цене по 12 манат, но в таком случае ты купишь одни кости вместо мяса, - говорит 60 летняя жительница столичного миркорайона Мир-2 Абадангозель Сейитлиева. – Поэтому часто случается так, что все ждут ухода с рынка проверяющих.
Но иной раз, как говорят сами торговцы и покупатели мяса, срабатывает эффект внезапности и тогда какой-то бедолага-продавец мяса оказывается уличенным в нарушении установленных цен. Оппозиционные издания на днях сообщили о том, как схваченный на месте преступления продавец мяса на Ашхабадском рынке «Русский базар» был оштрафован на 1000 манат (350 долларов США).
Однако рейды, облавы, штрафы не приносят эффекта. Привычные для Туркменистана меры административного и карательно-репрессивного воздействия на проявления элементов рыночной экономики дают обратный эффект – мясники уходят в подполье: они торгуют либо из-под полы в ларьках, либо же вовсе закрывают свои лавки на базарах и начинают торговать в своих дворах по рыночной стоимости продукта.
- Если все лавки закрыты, не надо отчаиваться, тут же найдется человек, который подскажет адрес частного дома, где в любое время можно купить мясо, - объясняет ситуацию приезжему человеку жительница района Джутзавод города Дашогуз Гутлыбике Сапаева.
Женщина говорит, что запретительные меры приведут к тому, что к новому году килограмм говядины будет стоить 20 манатов, а баранины и того больше.
По ее словам, дефицита мяса не наблюдается, прилавки госмагазинов завалены импортными курами и «ножками Буша», мясом новозеландского, индийского, южноамериканского и, Бог знает, какого производства. Такое мясо гораздо дешевле, чем свежее мясо местного животного. Однако это безвкусное импортное мясо не годится для проведения Курбан байрама.
Между тем в официальных средствах массовой информации нет ни слова о «взбунтовавшихся» ценах на мясо и мясном ажиотаже перед большим религиозным праздником. Дружное молчание печатных и электронных изданий порождает новые слухи и прогнозы, что еще более усугубляет напряжение на рынке.
Зато есть в газетах другие, ласкающие слух и радующие глаз, цифры. Так, по данным Ассоциации животноводческих акционерных обществ Туркменистана «Туркменмаллары» (дословно звучит как «Туркменские скоты» или «Туркменские животные») и, согласно национальной Программе Президента Туркменистана по социально-экономическому развитию страны до 2020 года, количество крупного рогатого скота в стране достигнет 5 млн голов, овец 31,5 млн.голов, верблюдов 345 тыс.голов, птицы 40 млн.голов.
Для Туркменистана, где по данным государственного Комитета статистики сейчас проживает 7,5 млн. человек, а по данным ООН - 5,1 млн. человек, наличие такого количества скота и птицы должно, по идее, снять все мясные проблемы с повестки дня и ликвидировать ажиотаж вокруг этого продукта питания.
Но этого, к сожалению, не происходит. И причина, как говорят здесь знающие люди, в дутых цифрах, которых, как известно, в казан не положишь в день Курбан байрамы...
Справка:
Курбан байрамы (праздник жертвоприношения) - исламский праздник окончания хаджа, отмечаемый через 70 дней после праздника Ураза байрам, в 10-й день месяца Зуль-хиджа в память жертвоприношения пророка Ибрахима.
Согласно Корану, Архангел Джабраил явился к пророку Ибрахиму во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву единственного сына Исмаила. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Его сын, знавший об этом, не сопротивлялся, так как был послушен отцу и Аллаху. Однако это оказалось испытанием от Аллаха, и, когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не смог резать, и тогда ангел Джабраил (Архангел Гавриил) дал пророку Ибрахиму в качестве замены барана. После чего пророк Ибрахим получил степень «Друг Аллаха». Праздник показывает милосердие, величие Аллаха и то, что люди должны исполнять повеление Аллаха, каким бы трудным оно ни было.
Комментарии