Информацию о том, что маститый туркменский писатель, автор многих романов и повестей, 74 летний Тиркиш Джумагелдиев оказался в «черном списке» граждан, в отношении которых действует наложенный запрет на выезд из страны, широкая общественность узнала из интервью писателя корреспонденту радио «Азатлык» - туркменской службы Радио Свободная Европа/Радио Свобода.
Стоит отметить, что передачи радио «Азатлык» пользуются большой популярностью среди граждан страны и, по сути, остаются для них единственным источником объективной и альтернативной информации о Туркменистане. Поэтому в закрытой стране, где все печатные и электронные СМИ находятся под жестким контролем государства и спецслужб, информация с радио, получаемая посредством индивидуальных спутниковых антенн граждан, тут же передается из уст в уста.
Из интервью писателя туркменистанцы узнали не только историю гонений, устроенных туркменскими властями в отношении самого Тиркиша Джумагелдиева, его родных и близких, но и получили еще одно убедительное подтверждение наличия в стране «черных списков» граждан, отнесенных властями к категории инакомыслящих, неблагонадежных, невыездных.
СПРАВКА: "Черный список" невыездных граждан Туркмении появился в начале 2000-х годов, как один из элементов борьбы с политической оппозицией и инакомыслием. По имеющимся данным из различных источников, после прихода к власти Гурбангулы Бердимухамедовая, количество граждан в списке невыездных выросло с 4000 до 16 000 тысяч человек. В него включены журналисты, писатели, оказавшиеся в опале высшие государственные чиновники и их родственники, гражданские активисты, а также туркменские студенты, обучавшиеся в вузах Кыргызстана, США. Официально власти на разных уровнях отрицают существование подобных списков. Однако их существование подтверждается обращениями невыездных туркменских граждан в правозащитные организации и международные структуры.
О том, что он оказался в этом «черном списке», Тиркиш Джумагелдиев узнал после получения приглашения от сына, проживающего с семьей в Москве.
- Сын сказал: приезжай, квартиру купил - посмотришь, путевку в санаторий тебе взял – здоровье поправишь, а в государственной миграционной службе в Ашхабаде, куда я обратился, мне ответили, что «введенный в отношении меня запрет все еще остается в силе». Запрет? Когда и кем он введен? Эти мои вопросы остались без ответа, - сказал в своем интервью Тиркиш Джумагелдиев.
Писатель, по его словам, неоднократно обращался во всевозможные инстанции внутри страны, по поводу введенного в отношении него запрета на выезд из страны. Из государственной миграционной службы каждый раз он получал стандартный ответ: сообщаем, что ваше заявление полностью изучено и что, согласно решению, принятому в соответствующих органах, введенное в отношении вас ограничение на выезд из страны остается в силе.
Чтобы прояснить ситуацию, Тиркиш Джумагелдиев обратился в Министерство национальной безопасности, которое осуществляет надзор за инакомыслящими и фактически решает судьбу каждого, кто собрался выехать за границу. Однако МНБ Туркменистана хранит гробовое молчание. Нет письменного ответа ни на одно из четырех обращений писателя, адресованных лично президенту Туркменистана Гурбангулы Бердимухамедову.
СПРАВКА: Согласно ст. 30 Закона Туркменистана «О миграции», основанием для временного ограничения на выезд из Туркменистана граждан Туркменистана могут быть, если: выезжающий осведомлен о гостайнах; против него возбуждено уголовное дело; осужден за преступление и отбывает наказание; уклоняется от исполнения обязательств, возложенных на него судом; по приговору суда осужден за особо тяжкое преступление или находится под административным надзором полиции; в отношении него предъявлен гражданский иск; он подлежит призыву на военную службу; имеются опасения в том, что он в период пребывания за границей может стать жертвой торговли людьми или попадет в рабство; ранее во время нахождения за границей он нарушил законодательство страны пребывания; его выезд противоречит интересам государственной безопасности Туркменистана.
Тиркиш Джумагелдиев отмечает, что ни один из этих десяти пунктов статьи 30 Закона Туркменистана «О миграции», которые могут служить основанием для введения ограничения на выезд из страны, к нему не имеет никакого отношения.
- В том случае, если мои обращения в подобающем виде будут доведены до внимания президента Гурбангулы Бердимухамедова, то он, я думаю, не станет препятствовать моему выезду из страны, - сказал в заключении своего интервью классик туркменской литературы советского периода Тиркиш Джумагелдиев.
Какажан Асгаров 12 сентября 2013 22:01
Президент Туркмении добрый,честный,искренний с народом. Многие его очень завидует. Хотя бы он уже про меня давно забыл.Когда он был аспирантом мы в г.Москве дружились. Писатель и журналист Какажан Асгаров