Во время саммита глав государств-экспортеров газа в Тегеране президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов обсудил с главой России Владимиром Путиным использование Россией воздушного пространства над Каспием. С главой Ирана Хасаном Роухани туркменский лидер поговорил о совместных поставках газа.
Как сообщил Гурбангулы Бердымухамедову президент РФ Владимир Путин, Россия намерена использовать небо над Каспийским морем, пока не решат проблему с ИГИЛ.
– Если создаются какие-то неудобства, то их, конечно, надо минимизировать... Но имея трагический опыт, связанный с нашим самолетом, мы будем делать это до тех пор, пока посчитаем нужным, для того, чтобы наказать виновных, – прокомментировал намерения России Владимир Путин.
Возвращаясь к основной тематике саммита, необходимо отметить, что у Туркменистана и России достаточно непростые отношения в области газовых поставок. Так, за последний год «Туркменгаз» и «Газпром» неоднократно обменивались нотами. «Туркменгаз» отмечает, что «Газпром» не платил по счетам туркменской энергетической компании с начала 2015 года, а также снижает закупки газа. В свою очередь «Газпром» сообщает, что снижение закупок газа происходит по обоюдному согласию.
Данных о том, общались ли главы Туркменистана и России по вопросам энергетики, нет, однако ряд экспертов полагает, что эту тему президенты не затронуть не могли, так как известно, что «Газпром» намеревался обсудить с Туркменистаном схему поставок «голубого топлива», согласно которой туркменский газ по контракту «Газпрома» поставлялся бы на север Ирана, а «Газпром» получал бы аналогичные объемы газа на юге Ирана. Как сообщил «Независимой газете» эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев, у России в обозримой перспективе интереса к приобретению туркменского газа не будет, так как ей важно, чтобы он не составлял конкуренции российскому на тех рынках, в которых заинтересована Москва.
– Это, в частности, европейское и – особенно – южноевропейское направление. Западные проекты для Туркменистана тесно сопряжены с военно-политической составляющей, что неприемлемо для Москвы. Для российской стороны важен отказ Ашхабада от какого бы то ни было военного сотрудничества Туркмении с США и странами НАТО. И эта позиция совпадает с позицией Ирана, – отметил Александр Князев.
Эксперт также отметил, что для России и Ирана неприемлемы любые подвижки в проекте Транскаспийского газопровода, который пока выглядит надуманным по причине того, что для туркменского газа нет инфраструктуры на западном берегу Каспийского моря.
– Участие российской Каспийской флотилии в сирийской военной операции вызвало в Ашхабаде истерику, но это фактор, с которым Бердымухамедову придется считаться и который полностью поддерживается Тегераном, – полагает эксперт.
В свою очередь Бердымухамедов договорился с Роухани довести товарооборот между Ираном и Туркменистаном за ближайшие 10 лет с 5 до 60 миллиардов долларов. Такой рост можно обеспечить лишь при расширении своповых поставок газа. Так, Туркменистан намерен поставлять газ в северные районы Ирана, а на юге страны будет происходить его замещение иранским газом.
– Туркменистан перепрофилирует свою газовую промышленность по трем направлениям: Иран, Китай и Афганистан – Пакистан – Индия (ТАПИ). Что касается западного направления – Транскаспийского трубопровода, то для Ашхабада это не приоритет, как и для Баку. В этом трубопроводе заинтересованы Анкара и Брюссель. Турция стремится стать газовым хабом, Европа – диверсифицировать поставки газа, в том числе за счет поставок из Туркмении. А Россия на газовом рынке Туркменистана утратила позиции, – сообщил «Независимой газете» глава клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде.
К слову, иранские запасы «голубого топлива» являются самыми крупными в мире и составляют порядка 34 триллионов кубических метров. В свою очереди Иран намеревается довести добычу газа до 1,1 миллиарда кубических метров в сутки уже к 2017 года. Пока же этот показатель не превышает 700 миллионов кубометров. Так, для сравнения, «Газпром» планирует в этом году добыть 427 миллиардов кубических метров газа.
– В ближайшее время в Иране будет большой разрыв между внутренним потреблением и производством газа, достаточный для того, чтобы поставлять значительные объемы на экспорт, - отметил генеральный секретарь Форума стран-экспортеров газа Хосейн Адели.
Справка News-Asia:
Форум стран-экспортеров газа объединяет страны, лидирующие в мире по экспорту природного газа. Форум был основан в 2001 году в Тегеране. Среди постоянных участников 12 стран: Алжир, Боливия, Венесуэла, Египет, Иран, Катар, Ливия, Нигерия, Россия, Тринидад и Тобаго, Экваториальная Гвинея, Оман.
Комментарии