В минувшую пятницу, 11 августа, директор департамента экономического сотрудничества МИД России Дмитрий Биричевский дал интервью МИА «Россия сегодня» по актуальным вопросам экономического взаимодействия России и мира. В ответ на вопрос журналиста о расширении «газового союза» России с Узбекистаном и Казахстаном Биричевский поделился, что интересуются им и другие страны.
«Не исключаем возможности расширения трехстороннего взаимодействия в газовой сфере. Знаем, что интерес к нему проявляют и другие государства. Мы открыты к подобному сотрудничеству при том понимании, что оно должно быть взаимовыгодным и конструктивным, учитывающим позиции всех участников. Реализация конкретных параметров проекта осуществляется по линии ПАО "Газпром". В частности, в январе сего года были подписаны двусторонние "дорожные карты" по сотрудничеству в газовой отрасли с Правительством Казахстана и Министерством энергетики Узбекистана. Россия выступает за стабильные и долговременные поставки "голубого топлива" для обеспечения энергобезопасности и устойчивого развития всего региона ЦА», – сказал чиновник.
Однако в Туркменистане, который заинтересован в росте поставок в соседние страны Центральной Азии и в Китай своих нефтепродуктов, восприняли заявление Биричесвского с возмущением. Заместитель председателя Государственного концерна «Туркменгаз» Мырад Арчаев сделал жесткое заявление в туркменском госинформагенстве «ТДХ» по этому поводу.
«Заявление господина Биричевского вызывает, как минимум, несколько вопросов. О каких "возможностях расширения" идет речь, какие "другие государства" проявляют к ним интерес, что, в принципе, стоит за "трехсторонним взаимодействием" в газовой сфере? Обтекаемость формулировок, использованных российским дипломатом, не дает на них ответы. А ясность здесь требуется полная, поскольку затрагиваются интересы других государств, в том числе Туркменистана.
Как известно, Туркменистан, Казахстан, Узбекистан и Китай в течение длительного времени осуществляют взаимодействие по транспортировке природного газа из Центральной Азии в Китайскую Народную Республику, с четко согласованными объемами, сроками, экономическими и техническими параметрами. В настоящее время функционируют три ветки газопровода "Туркменистан – Китай", по которым газ поставляется с туркменских месторождений на востоке и юго-востоке страны. Все три линии, производственные мощности, обеспечивающие их работу, были совместно построены исключительно туркменской и китайской сторонами – соответственно, Государственным концерном "Туркменгаз" и китайской нефтегазовой компанией CNPC. И сегодня крупнейшим поставщиком газа по этому трубопроводу является Туркменистан: из общего согласованного объема поставок, составляющего 55 млрд. кубометров в год, 40 млрд. кубометров законтрактованы Туркменистаном, а остальные объемы обеспечиваются Узбекистаном и Казахстаном. Источников газа из других стран для заполнения трубопровода не предусмотрено, и в существующую схему распределения объемов газа, поставляемого в Китай, планы по расширению состава участников проекта газопровода Туркменистан – Китай" не входят. Следует отметить, что Туркменистан неукоснительно придерживается взятых на себя обязательств перед китайскими, узбекскими и казахстанскими партнерами. И законно рассчитывает на взаимность.
Также очевидно, что любые изменения согласованных и оформленных объемов и схем поставок газа, с использованием имеющейся инфраструктуры, требуют предварительного согласования со всеми участниками без исключения. Между тем, никаких консультаций с Туркменистаном по этому поводу не проводилось. Такой подход для туркменской стороны непонятен и неприемлем, и рассматривается нашей страной как не соответствующий нормам международного права и практике работы в газовой сфере. В этом контексте в Туркменистане вызывают серьезную обеспокоенность заявления официальных представителей, так или иначе затрагивающие международные обязательства нашей страны, и могущие посеять неясность и спекуляции относительно их выполнения другими участниками.
Как ответственное государство, Туркменистан исходит из того, что международное сотрудничество, в том числе в таком важнейшем сегменте как энергопоставки, должно строиться на открытых и ясных критериях, взаимном уважении и учете интересов, строгом соблюдении достигнутых договоренностей. Колебания внешнеэкономической конъюнктуры не могут служить поводом для изменения этих принципов», – заключил он.
Комментарии