пятница, 22 ноября 2024
В проектах, связанных с Китаем, следует учитывать закрытое китайское видение мира

Народный репортер

Напишите нам

Туркменистан / ПолитикаRSS

В проектах, связанных с Китаем, следует учитывать закрытое китайское видение мира

В проектах, связанных с Китаем, следует учитывать закрытое китайское видение мира

27 июля 2024 09:28    Просмотров: 5126

Источник: МК-Азия

Кандидат исторических наук, заведующий сектором Центральной Азии Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук выступил в Бишкеке на круглом столе «Стратегическое партнерство Кыргызской Республики и Китайской Народной Республики в рамках ШОС в новую эпоху». Он отметил, что в целом согласен со многими оценками, которые были даны ШОС на круглом столе, как с положительными, так и с отрицательными, в частности с его малоэффективностью в практическом приложении. По мнению Притчина, рассматривать ШОС следует в идеологическом контексте «китайского подхода», который всегда связан с реализацией интересов этой страны.

Он напомнил, что исторически «Шанхайская пятерка», а затем и ШОС возникли на базе многолетних переговоров Китая и СССР в несколько раундов по вопросам границ. Однако позже интересы и цели объединения явно изменились.

— К концу восьмидесятых стало понятно, что нужно подключать к переговорам по вопросам границ и региональных игроков, граничащих с КНР, потому что все шло к тому, что Советский союз разваливается. На первом этапе переговоры шли с подключением России, потом этот процесс разделился. Но сама по себе необходимость совместного подхода к разным вопросам, который нужно согласовывать в многостороннем формате — например, между Россией, Китаем и Казахстаном на тройственных точках границ — осталась. Были разные вопросы для обсуждения и у Кыргызстана с Таджикистаном. Поэтому возникла потребность в некой политической надстройке, которая бы позволяла в дружественном формате обсуждать важнейшие вопросы границ между странами. Она показала себя эффективно в качестве идеологической надстройки для создания добрососедства, и в конечном итоге «Шанхайская пятерка» переросла в полноценную организацию.

Трансформация в организацию ШОС происходила с обозначением Китая как серьезного экономического игрока. Если мы посмотрим исторические выкладки, то первые десять лет независимости страны Центральной Азии были не в фокусе китайской внешней политики и экономики. Это был период наблюдения за регионом, оценки перспектив и возможностей сотрудничества. А вот с начала двухтысячных годов начался период, когда Китай в отношении стран Центральной Азии начал вести серьезную политику. И, в восприятии многих экспертов и ученых, Китай рассматривал ШОС как инструмент для активизации своего влияния в этом регионе. Но этого не случилось, — отметил эксперт.

Притчин полагает, что реализации подобных планов Китая помешало наличие в составе ШОС с самого начала России, которая была равновесным Китаю по ресурсам, интересам и возможностям на политическом уровне игроком. И призывала к согласованию позиций стран-участниц и поиску точек соприкосновения по спорным вопросам. Учитывая этот опыт, под эгидой Китая в Центральной Азии запустили еще два проекта, которые предполагают более тесное взаимодействие Китая и центральноазиатских стран без сдержек и противовесов в виде других сильных игроков.

— В 2013 году была образована инициатива «Один пояс — один путь», в прошлом году на саммите формата «Центральная Азия+» был предложен формат «С5+», а в мае этого года был образован секретариат организации, которая закладывает необходимые для ее реализации институты. Все это показывает, что у Китая есть четкое понимание того, что он хочет достичь в регионе. Китай долгое время взаимодействовал с регионом в формате двусторонних контактов, и, в принципе, к 2013 году все ключевые инфраструктурные проекты, которые все потом стали воспринимать как зонтичный бренд «Один пояс — один путь», были реализованы. Нефтепровод из Западного Казахстана уже поставлял нефть в Китай, китайские компании пришли в западные нефтяные проекты в Казахстане. Масштабнейший проект газопровода Туркменистан — Узбекистан — Казахстан — Китай уже был построен, и к этому времени поставлял газ. Я уже не говорю про огромное количество локальных транспортных проектов.

Словом, к тому моменту, когда Китай создал экономическую базу для нового проекта, он перешел к политической фазе его реализации, используя прагматичный подход. И в формате, например, «Центральная Азия+», Китаю гораздо комфортнее взаимодействовать с центральноазиатскими государствами, потому что там нет равновеликого политического партнера, который бы мог что-то ему противопоставить. Мы видим, что штаб-квартира «С5+» находится не где-то в Центральной Азии, что было бы логично, а в Сиане. Я думаю, что просто никто не смог переубедить китайскую сторону в том, что для Центральной Азии очень важно, чтобы она находилась на территории региона, — говорит он.

Желание Пекина сохранить свое влияние в Центральной Азии можно увидеть и на примере реализации проекта железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан, который входит в «Один пояс — один путь». Все ее риски — от экономических до политических и экологических — обсуждались много раз и этими тремя странами, и потенциальными участниками проекта. В их числе были и «Российские железные дороги». Но в итоге Россия оказалась за бортом строительства и эксплуатации железной дороги по неизвестным причинам.

— Для Кыргызстана участие России в этом проекте было бы серьезным страховочным моментом, потому что, во-первых, колея была бы обозначена широкая, во-вторых, в проекте бы присутствовали российские инвестиции, которые менее жестко администрируются, чем инвестиции Эксимбанка Китая. В-третьих, наличие четвертого игрока, который в целом работал бы по техстандартам ЕАЭС и техстандартам его железных дорог, было бы положительным для ЕАЭС. Но, к сожалению, этого не произошло, и это опять доказывает, что Китай шаг за шагом продолжает реализовывать свои личные интересы, и не всегда готов при этом учитывать наши интересы. В этом и состоит основная сложность закрытого китайского эксклюзивного видения мира, — считает он.

Я рекомендую 0 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

04 января 2024 16:20

Россия и Туркменистан укрепляют безопасность в Центральной Азии

В 2023 году Россия и Туркменистан, следуя принципам углубленного стратегического партнерства, добились весомых результатов во всех сферах двустороннего и многостороннего взаимодействия.

15 августа 2023 15:05

Туркменистан возмутился планами России на газовые сделки в Центральной Азии

Зампред госконцерна «Туркменгаз» Мырад Арчаев предостерег официальных лиц соседей по СНГ от «заявлений, так или иначе затрагивающих международные обязательства» Туркменистана и способных «посеять неясность и спекуляции относительно их выполнения другими участниками».

Обзоры

 Владимир Банников 

БИТВА ЗА ВЛИЯНИЕ

США принимают активное участие в геополитической игре в центральноазиатском регионе

 Валерий Чумакин 

Каспий: Раздел пирога неправильной геометрической формы

После распада Советского Союза в регионе Каспийского моря образовалась новая геополитическая и геоэкономическая реальность

 Валерий Чумакин 

«Экономический шелковый путь»: Совместимость видений Туркменистана и Китая

Экономический Шелковый путь Китая предусматривает быстрое и легкое перемещение товаров из Китая в Европу, в Центральную Азию, на Ближний Восток, в Южную Азию и так далее

О стране

Республика Туркменистан - государство в Центральной Азии. Граничит с Казахстаном на севере, Узбекистаном - на севере и востоке, Ираном и Афганистаном - на юге. На западе омывается Каспийским морем. С 1924 по 1991 Туркменистан входил в состав СССР на правах союзной республики (Туркменская Советская Социалистическая Республика). Независимость Туркменистана была провозглашена в октябре 1991.
Столица - Ашхабад.

После провозглашения независимости Туркменистан установил двусторонние и многосторонние отношения с рядом стран и со многими международными организациями. Туркменистан является членом ООН и Организации исламского сотрудничества, периодически участвует в заседаниях стран СНГ. Внешняя политика страны определяется как "позитивный нейтралитет". Туркменское правительство налаживает отношения с самыми разными странами - от США до Ирана.