В Ашхабаде, несмотря на существующую политику мира и нейтралитета, которая раньше обеспечивала «хрупкий мир» с талибами при Сапармурате Ниязове и какое-то время работала при Гурбангулы Бердымухамедове, начали усиливать меры безопасности в связи с скорым стартом Азиады. О возможных терактах – от атак одиночек до целенаправленных взрывов заминированных машин и других объектов в духе МТО – туркменские спецслужбы уже получили предупреждения.
Поскольку официальные власти республики молчат, информацию передают несколько СМИ, к которым она попала через собственные источники в органах госбезопасности страны. В частности, по данным «Азатлыка», первая информация о готовящемся теракте в Министерстве безопасности республики появилась со стороны турецких разведчиков в середине мая, после того, как из Турции были экстрадированы четверо граждан Туркменистана, арестованных по подозрению в связях с запрещенной в России и ряде стран мира МТО ИГИЛ (ДАИШ). В конце мая официальный Ашхабад уже перешел на усиление мер безопасности по всей республике. Эту же информацию подтверждают и «Хроники Туркменистана», и еще ряд неправительственных СМИ. В доказательство их правоты можно отметить, что именно с середины мая власти начали «закручивать гайки» в отношении потенциальных террористов. В частности, начали снимать с рейсов мужчин, которые направлялись в страны Ближнего Востока, были запущены рейды по зачистке от гюленистов, чьи идеи признаны экстремистскими. Позже стало известно, что все гости Азиады получат обязательных платных экскурсоводов, в числе которых непременно будут и представители спецслужб в штатском.
Отметим, что вероятность терактов и прорыва сил запрещенных в России и ряде стран мира МТО «Талибан» и ИГИЛ (ДАИШ) с территории Афганистана не в слабый военно, но укрепленный 201-й российской базой Таджикистан, а именно в Туркмению, рассматривалась экспертным сообществом еще в 2014 году – до того, как обстрелы талибами с афганской стороны превратились в атаки, уносящие жизни граждан республики. В частности, эта точка зрения базировалась на том, что во времена разгрома басмаческого движения в 20-30-х годах ряд крупных и влиятельных туркменских кланов ушел в Афганистан, и их потомки, что неоднократно отправляли требования Ашхабаду вернуть им землю, могут перейти к активным действиям. Тем более, что в непосредственной близости от «родовых земель», куда входят Серахский и Мургабский оазисы, располагаются заманчивые месторождения - сырьевая база для ТАПИ. Так же сторонники предвидения скорейших атак на Туркмению в том или ином виде со стороны МТО опирались на то, что Бердымухамедов не только не смог поднять из праха похороненную своим предшественником социальную сферу, но и усугубил ситуацию, потому силы МТО смогут найти в республике достаточно сторонников. И они оказались правы: по данным, попавшим в СМИ, из Туркмении к ближневосточным МТО примкнули более 500 человек.
Комментарии