Расширение числа стран ЕАЭС за счет центральноазиатского Узбекистана вопрос спорный и трудный, однако, если все подводные камни удастся обойти, то Москва окажется в выигрышном положении, как и Ташкент. Об этом заявил политолог, шеф-редактор проекта СОНАР-2050 Семен Уралов, комментируя заявление спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко о том, что Узбекистан активно рассматривает возможность присоединения к ЕАЭС.
«Глава Совфеда – не та фигура, чтобы выдавать желаемое за действительное. Следовательно, есть шансы на расширение экономического союза до 200-миллионного рынка. Для России интеграция с Узбекистаном выгодна, потому как экономические отношения довольно гармоничны: товарооборот с республикой: по первому полугодию 2019 года +11% при росте положительного сальдо +19%, Россия продает в Узбекистан продукцию машиностроения, металлы, уголь, древесину, а покупает хлопок, овощи, фрукты и одежду, наконец, более 2 миллионов трудовых мигрантов работают в России. По большому счету России интереснее двусторонние отношения с Узбекистаном, чем включение Ташкента в сложный многосторонний альянс, где придется учитывать интересы других стран. Однако, если будет выбран путь евразийской интеграции, то придется решить ряд политэкономических противоречий. Первое – отсутствие границы с Россией повышает транзитную зависимость от Казахстана. Нур-Султану в случае вступления Ташкента в ЕАЭС придется открывать собственные южные границы. На примере пограничных трений с Кыргызстаном мы видим, что Казахстан совершенно не спешит делать границы ЕАЭС прозрачными. Второе – Узбекистан находится в противоречивых отношениях с Кыргызстаном и Таджикистаном как по вопросам гидроресурсов, так и по этнонациональным в Ферганской долине. Кыргызстан, будучи членом ЕАЭС и ОДКБ заинтересована быть ключевым союзником России в регионе. В случае вступления Ташкента в ЕАЭС баланс сил серьезно изменится. В третьих, для полноценной экономической интеграции придется решать вопрос безопасности, потому как открыть внутренние границы можно при контроле над внешними. Ташкент в свое время вышел из ОДКБ и вряд ли туда вернется из-за противоречий с ближайшими соседями. Поэтому либо России придется выстраивать двусторонний контур безопасности с Узбекистаном, либо евразийская интеграция в узбекском случае будет урезана», – прогнозирует в своем Telegram-канале эксперт. – «Если же Москве удастся решить «узбекский ребус» евразийской интеграции, то это повысит роль России на постсоветском пространстве, как интегратора. Плюс позволит прокачать навыки отечественного политического класса в решении нетривиальных задач – выстроить экономические отношения с восточной автократией на взаимовыгодных условиях далеко не просто. Главное, чтобы по порочной традиции не принялись снимать противоречия исключительно с помощью льготных кредитов».
Комментарии