среда, 30 октября 2024
Политолог Александр Князев: «Таджикистан и Киргизия без Узбекистана - это коридор для трансфера угроз безопасности из Афганистана в страны ТС»

Народный репортер

Напишите нам

Узбекистан / Актуальная темаRSS

Политолог Александр Князев: «Таджикистан и Киргизия без Узбекистана - это коридор для трансфера угроз безопасности из Афганистана в страны ТС»

Политолог Александр Князев: «Таджикистан и Киргизия без Узбекистана - это коридор для трансфера угроз безопасности из Афганистана в страны ТС»

12 октября 2012 16:44    Просмотров: 11961

Иван Донис, © News-Asia

Информационный портал News-Asia ранее писал о том, что в декабре 2012 года страны-участники ОДКБ планируют принять решение о дальнейшем членстве Узбекистана в Организации. Выход официального Ташкента из объединения может грозить внутрирегиональными конфликтами для соседствующих государств, таких как Киргизия и Таджикистан. Пока же эксперты могут лишь только прогнозировать последствия такого шага со стороны президента Ислама Каримова. Одну из версий того, что ожидает регион в ближайшей перспективе, порталу News-Asia озвучил старший сотрудник Института востоковедения РАН, доктор исторических наук и действительный член Русского географического общества Александр Князев.

- Александр Алексеевич, в декабре планируется принять окончательное решение по выходу Узбекистана из ОДКБ. Как вы думаете, как поступит Кремль? Отпустит ли из организации? И как на это отреагируют государства-участники сообщества, учитывая, что совсем скоро, в 2014 году, Ташкенту могут перебросить американское вооружение?

- Окончательное решение не означает, что оно будет заключаться обязательно в исключении Узбекистана из организации. Думаю, что в руководстве ОДКБ прекрасно понимают и отдают себе отчет в том, что без участия Узбекистана любая система региональной безопасности будет неполноценной, несовершенной. И еще менее желательным является формирование каких-то блоков, противостоящих друг другу. Это как раз то, чего добиваются в регионе США и Великобритания: регион и без того слабо консолидированный, разрозненный, и любой сценарий позитивного развития подразумевает объединение, а не поляризацию. Думаю, что и в Ташкенте понимают, что ориентация на США может быть только тактической, сиюминутной, на этой основе собственную национальную безопасность не обеспечишь. Американцы приходят и уходят, а Казахстан и Россия будут всегда. Туркмения - совсем не союзник.

Есть ряд позиций, и не только в военно-политической сфере, которые раздражают руководство Узбекистана и противоречат национальным интересам этой страны. Например, проекты Рогунской ГЭС в Таджикистане и Камбаратинской – в Киргизии. И Бишкек, и Душанбе пытаются вовлечь в эти проекты Россию и, в меньшей степени, Казахстан. Во время последних визитов президента России Владимира Путина в киргизскую и таджикскую столицы решений на этот счет принято не было, и это очень славно, это чрезвычайно позитивно. Это оставляет шанс на то, что тенденция к конфронтации между Узбекистаном и Россией, в первую очередь, не будет развиваться. В Душанбе и Бишкеке должны отбросить амбиции и понять элементарную географическую истину из курса средней школы: Узбекистан - это прямой сосед. Узбекистан - это более половины населения региона. Узбекистан – это страна, политическая система и экономический потенциал которой позволяет проводить достаточно самостоятельную политику. Ресурс многовекторности исчерпывается для малых и слабых. Узбекистан пока может себе позволить проводить такого рода политику в своих интересах.

Проблема не Узбекистана, что ОДКБ - не самая привлекательная из региональных организаций. А если еще ее участники вступают в прямую конфронтацию с национальными интересами Узбекистана? До декабря еще есть время. И самый позитивный и для ОДКБ, и для региона в целом сценарий мог бы начаться в том случае, если бы главные региональные игроки - Россия, Казахстан и Узбекистан - начали бы обсуждать наиболее болезненные региональные вопросы, желательно на самом высоком уровне, и находить решения, приемлемые для трех стран. А затем найти способы убеждения для остальных. Я думаю, такой сценарий реален, и только он обеспечит позитивное развитие событий во всем регионе и сохранение влияния в регионе России. В ином случае ОДКБ могла бы задуматься о желательности участия Киргизии и Таджикистана. Элементарный взгляд на карту говорит: без Узбекистана, Таджикистан и Киргизия - это коридор для трансфера угроз безопасности из Афганистана в страны Таможенного союза. И простейшая логика должна подсказать элементарнейшее решение - этот коридор прикрыть и заняться обустройством настоящей границы ТС по южным границам Казахстана. Но тогда уже и расстаться с мечтами о присутствии в регионе в последующем.

Я рекомендую 3 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

26 февраля 2024 14:57

В Казани Шавкат Мирзиеев обсудил реализацию Трансафганской железной дороги

Рабочий визит президента Узбекистана Шавката Мирзиеева в Казань позволил не только «сверить часы» российско-узбекского сотрудничества, но и дал возможность обсудить реализацию важнейших совместных проектов.

14 февраля 2024 11:17

Узбекистан становится для Белоруссии одним из основных рынков для экспорта

Состоявшийся государственный визит Александра Лукашенко в Узбекистан показал стратегические планы Белоруссии на будущее. В условиях ограничения западных рынков для белорусских производителей Узбекистан становится одним из основных как для экспорта продукции, так и для создания совместных производств.

Обзоры

 Андрей Русаков 

ДВЕ СТОЛИЦЫ ШОС

Отмечена роль проведения Саммитов Глав государств ШОС в превращении Екатеринбурга и Самарканда в крупнейшие мегаполисы континента.

 Андрей Русаков 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ «UPGRADE»

В Узбекистане объявлено о проведении референдума по поправкам в Конституцию, о которых говорил действующий президент Шавкат Мирзиеев в своем выступлении еще в ноябре прошлого года в рамках своего вступления на должность.

 Андрей Русаков 

ДУХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Накануне 30-летия независимости Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев дал большое интервью газете «Янги Узбекистон».

О стране

Узбекистан - государство, расположенное в центральной части Средней Азии. Столица - Ташкент. Президент Узбекистана - Шавкат Миромонович Мирзиеев.

Сопредельные государства - на юго-востоке Киргизия, на севере и северо-западе Казахстан, на юго-западе Туркмения, на юго-востоке Таджикистан, на юге Афганистан.

Узбекистан не имеет выхода к морю. Наряду с Лихтенштейном, является одной из двух стран мира, для выхода из которой в Мировой океан необходимо пересечь территорию двух государств.

Территория Узбекистана была населена до X века преимущественно иранскими племенами, о чём свидетельствуют археологические находки инструментов труда и памятников в Фергане, Ташкенте, Хорезме, Самарканде и Бухаре. Первыми государствами, появившиеся на территории современного Узбекистана, были Согдиана и Хорезм.

Декларация о независимости современного Узбекистана принята 31 августа 1991 г. День Независимости отмечается 1 сентября.
Конституция была принята 8 декабря 1992 года.

Территория Узбекистана разнообразна, но большие пространства этой страны малопригодны для жизни: это пустыни, степи и горы. Города Узбекистана, вокруг которых сосредоточена жизнь народа этой страны, находятся в долинах рек.