Сказывается на общественно-политическую ситуацию и нестабильность в Каракалпакстане. В автономии всерьез заговорили о том, чтобы объявить себя независимым государством. В начале 90-х, когда Каримов шел на поклон к каракалпакским лидерам, стороны договорились об объявлении автономии на 20 лет, по истечении которых Каракалпакстан вправе был объявить о своей независимости. Более того, президент РУз обещал лично отнести необходимые для этого документы в ООН. Установленные сторонами сроки давно прошли, однако статус Каракалпакии не претерпел изменений, несмотря на старания оппозиции. Известно, что сегодня органы госбезопасности старательно охраняют оригиналы соглашения с Каракалпакстаном, где прописаны сроки автономии и условия объявления независимости. Оппозиционные силы Каракалпакии, несмотря на это, не теряют оптимизма. Более того, они усилили свою деятельность в соцсетях, где вынуждены координировать свои действия и пропагандировать основные идеи нового государства. Почему именно социальные сети? По признанию одного из активистов движения «Агла, Каракалпакстан» Романа Мамытова, вынужденного из-за гонений официального Ташкента скрываться в РФ, иными способами донести до читателей информацию невозможно: чекисты контролируют Интернет, блокируя неугодную для Каримова информацию. Более того, за оппозиционные высказывания как каракалпаки, так и сами узбеки рискуют оказаться за решеткой.
Еще более шаткой ситуацию делает начавшаяся борьба за «трон». В марте 2015 года Узбекистану предстоит определиться с будущим президентом и избрать новый парламент, что, естественно, сказывается на политических элитах республики, загодя начавших подпольную войну за главный государственный пост и места в законодательном ведомстве. Эффектность этой борьбе придает показательная вражда между членами семьи Каримовых. Изначально могло показаться, что дочь нынешнего президента Гульнара действительно начала войну против своего отца и его окружения в лице главы Службы нацбезопасности Узбекистана и супруги узбекского лидера Татьяны Каримовой. Однако «постановочность» вражды выдают некоторые факты. В частности, последнее время говорилось о том, что окружение Гульнары преследуют чекисты, а приближенных лиц пытают в застенках СНБ. Меж тем, саму Гульнару почему-то содержат под домашним арестом, однако факт этот не могут подтвердить ни в правоохранительных структурах, ни в администрации президента, ни в руководстве компаний, аффилированных с «узбекской принцессой». Есть версия, что Каримова давно находится за границей, и что с ней заключено негласное соглашение о нераспространении информации. Тем более, что Гульнара известна как активный блогер и общественный деятель, вызывающий интерес у пользователей. Сомнение вызывает и интервью Ислама Каримова – младшего, внука действующего президента. НИ он, ни его мать не рискнули обвинить главу государства в преступлениях, увиливая от конкретных претензий. Налицо использование стандартного в данной ситуации инструмента: власти создают ажиотаж вокруг определенных лиц или тематики для отвлечения населения от более серьезных проблем. Возможно, во многом благодаря показательной «войне» между Гульнарой и Исламом Абдуганиевичем власти получили неплохую возможность провести рокировку в высших эшелонах власти и отвлечь «публику» от этого процесса.
Теперь что касается роли Запада во всей этой ситуации. Воспользовавшись нестабильностью в республики, Соединенные Штаты поспешили усилить свое влияние в регионе. На фоне приостановления членства Узбекистана в ОДКБ показательно выглядит открытие штаб-квартиры НАТО в Ташкенте. Интересно, что официальный Ташкент и не скрывает своей прозападной направленности. Недавно официальное издание «Новый век» сообщило о том, что Вашингтон не намерен урезать Узбекистану финансовую помощь в сфере безопасности, несмотря на то, что Пентагон пошел на это в случае с Казахстаном, Таджикистаном и Киргизией. История показывает, что работа институтов демократии и представительств силовых блоков зачастую негативно влияет на ситуацию в стране и революционные настроения среди населения. Взять для примера хотя бы Киргизию образца 2005-2010 годов. И Аскар Акаев, и Курманбек Бакиев были лояльны к западным институтам, поощряя их деятельность на территории республики. В итоге, во многом благодаря инструктажу заокеанских экспертов оппозиции дважды удалось сменить власть в стране. О финансировании госпереворотов уже и речи быть не может. Запад уже сделал первый шаг, чтобы пошатнуть репутацию Каримова, опубликовав в американском журнале «Foreign Policy» рейтинг стабильности стран Центральной Азии. Именно Узбекистан, который ранее был лидером в области госбезопасности, эксперты сегодня отнесли к группе с очень высокой угрозой дестабилизации: сегодня эта страна занимает 48-ю строчку. Чуть спокойнее, по западным меркам, в Таджикистане (55-е место) и Киргизии (58-я строчка). Туркмения занимает 78-е место, Казахстан – и вовсе 111-е. Объяснить сей расклад несложно: для Соединенных Штатов как для мирового жандарма важно сместить эпицентр событий из Афганистана в сторону Центральной Азии, создав эпицентр нестабильности. Узбекистан для этого – увы, лучший вариант, поскольку Казахстан находится на короткой ноге с Россией и ведет активное сотрудничество с Кремлем в таможенном и экономическом направлениях, Киргизия, самая опытная в революционном плане страна, прошла школу нестабильности и не испытывает сегодня социально-политического кризиса, способного подтолкнуть население к смене власти. Возможно, третьи силы попытаются воспользоваться слабостью официального Душанбе в Хороге, однако конфликты в Горном Бадахшане сегодня носят скорее криминальный характер, нежели политический.
Наконец, социальная составляющая. Именно эту тактику в свое время использовали авторы госпереворота в Киргизской Республике в 2010 году. Тогда, напомним, власти повысили абонентскую плату за использование мобильных телефонов, увеличили тарифы на энергоносители и познакомили население с таким понятием, как «веерные отключения электричества». Сегодня Узбекистан испытывает серьезные проблемы в топливной сфере: то и дело население ощущает перебои с поставками бензина на местные АЗС, в зимнее время узбекистанцы и вовсе вынуждены терпеть перебои с электрическом и поставками газа. Сопровождается кризис ростом тарифов, безработицей, сменяющейся принудительными работами на хлопковых полях, а также пренебрежение интересами трудовых мигрантов, которых Каримов считает предателями.
В ближайшее время в стране стоит ожидать усиления протестных настроений и давления на Каримова относительно свободы слова. Как известно, СМИ – это четвертая власть, благодаря которой западные политтехнологи с успехом смогут провести нужные Штатам маневры. Если правозащитникам удастся убедить разблокировать запрещенные в Узбекистане интернет-ресурсы, судьба Каримова будет предрешена.
Юсуп 17 июля 2014 01:47
Давно пора шапку менять.т.к. она давно уже безмозглая и бездушная и почти пустая. С приветом из центра ташкента.