В Узбекистане принимают последние партии военной техники, переданной США в рамках сотрудничества в сфере безопасности. В распоряжение узбекских военных поступят более 300 единиц бронемашин, оснащённых противоминной защитой, и ремонтно-эвакуационные машины.
Передачу избыточной техники странам Центральной Азии Америка пообещала в 2002 году. После вывода в 2014 году войск США и НАТО из Афганистана планировалось передать Киргизии, Узбекистану и Таджикистану безвозмездно в качестве помощи бронемашины, трейлеры для перевозки танков, тягачи, заправщики грейдеры, бульдозеры и водовозы. А так же медицинское оборудование, передвижные системы связи и прочие устройства для обеспечения военным этих стран комфортного прохождения службы. В феврале 2013 года Госдепартамент США получил одобрение этого решения со стороны Конгресса, после чего начались переговоры между Вашингтоном и Ташкентом о передаче РУз высвобождаемой военной техники. Было достигнуто соглашение, согласно которому Узбекистан должен получить 308 крупногабаритных бронемашин с усиленной противоминной защитой типа MRAP, стоимость которых колеблется от 535 тысяч до 1,29 млн долларов США, а также 20 бронированных ремонтно-эвакуационных машин. Первые поставки произведены в декабре 2014 года, однако переброска техники ведётся не из Афганистана, как оговаривалось ранее, а с американской территории и с зарубежных баз Пентагона. И оплачивают её власти Узбекистана. Данных же о том, сколько единиц техники уже поставлено, и в какую сумму обошлись её перевозки, пока нет.
Однако этим сотрудничество в военной сфере между двумя странами не ограничивается. На своём выступлении в марте 2015 года на слушаниях в Конгрессе США, глава Центрального командования американских вооруженных сил генерал Ллойд Остин заявил об «активизации отношений США в военной сфере с Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменией и Узбекистаном», входящих в «пятилетний план». В частности, в рамках реализации этого плана Туркменистан получил согласие со стороны Вашингтона на поставку вооружения для защиты границ с Афганистаном. Так же, по словам Остина, планируется обучение американскими военными их узбекских коллег. Направление обучения не было разглашено.
По мнению журналиста-аналитика Андрея Князева, подобное соглашение стоит расценивать как усиление присутствия НАТО в регионе, ослабленное выводом американского контингента из киргизского ЦТП «Манас» и укрепление границ с Афганистаном.
-Насколько известно, США передают РУз бронетехнику оборонительного характера. Другая часть поставок - это ремонтно-эвакуационные машины. Спектр использования этой техники достаточно широкий, она может применяться на учениях или на охране границ. Уже ни для кого не секрет и об этом пишут СМИ, что ситуация на севере Афганистана с каждым днем стремительно меняется, заголовки СМИ пестрят сотнями, а то и тысячами радикалов на границе с Туркменией. Безусловно, такого рода техника необходима государству, которое имеет общую границу с Исламской Республикой Афганистан. Даже несмотря на то, что узбекско-афганский участок границы - один из самых защищённых, и проникновение через него террористов крайне сложно и имеет минимальные шансы. Но все же, видимо, в Ташкенте смотрят на этот вопрос дальновидно, - полагает он. - Я бы не искал тут каких-то конспирологических теорий. Официальная власть Узбекистана заинтересована в сотрудничестве с военным блоком НАТО для сохранения стабильности в регионе. Передача техники не означает смену геополитического курса или ещё что-либо. Республика Узбекистан - независимое государство, не обремененное какими-либо военными соглашениями, например, как Киргизия или Таджикистан, которые являются членами ОДКБ. Что касается США, то для них передача техники на безвозмездной основе - это возможность усилить свое присутствие в регионе. После закрытия ЦТП «Манас», фактическое присутствие войск НАТО в регионе стало достаточно размытым. Безусловно, они есть и остаются в Афганистане, но так же для них было бы неплохо найти ещё одну опору в регионе. И в силу ряда факторов, видимо, внимание США приковано к Узбекистану. Киргизия, Казахстан, Таджикистан являются членами ОДКБ, Туркмения - особенная страна, имеющая и сложности режима, и заявленный нейтралитет. Однако открытие военных баз на территории РУз крайне сомнительно. Думаю, в Вашингтоне, безусловно, хотели бы этого, но Ислам Каримов вряд ли на это пойдет. В свое время база на аэродроме Ханабад была крупнейшей базой США в Центральной Азии. Но её свернули в 2005 году. Тогда, условно говоря, американцев выгнали из-за поддержки радикалов и международного терроризма. Думаю, что повторения истории в Ташкенте не хотели бы.
Комментарии