Многие аналитики склонны считать, что угроза региональной безопасности будет только возрастать. Этому способствует объединение сил выходцев из Центральной Азии - боевиков из Афганистана и Пакистана, «Исламское движение Туркестана» с ядром - «Исламское движение Узбекистана».
Во время своего выступления в пресс-центре «News-Asia» Сергей Масаулов поделился с журналистами экспертной оценкой ситуации в ЦА.
По его мнению, единственная сила, которая способна уничтожить «Исламское государство» - это иракская армия. Курды же делают всё, чтобы получить дополнительное финансирование, дабы удержать свои районы, атакуемые боевиками ИГИЛ.
- Ухудшая ситуацию на Ближнем Востоке, в чём геополитически заинтересованы американцы, последние делают всё (украинские и ближневосточные события), чтобы разрезать единые евразийские пути. Они пытаются не позволить встать в Евразии ещё одному государству, равносильному США. Для наведения порядка в регионе одних ударов с воздуха мало - необходимы наземные операции. Провести их могут только 3 силы - иракская армия, которую нужно сейчас восстанавливать, иранский корпус стражей исламской революции либо сирийская армия. Турецкие войска вряд ли смогут сделать это. Во всех трёх случаях Америке нужно отходить от прежней политики и вооружать тех, кого они раньше называли врагами. «Исламское государство» уже сейчас серьёзная проблема для Центральной Азии. С каждым днём угроза будет только возрастать. Россия - единственная страна, которая сотрудничает с иракской армией, где офицеры приступили к её восстановлению, как только россияне отправили вооружение и военную технику. На сегодня это единственный момент, в котором сошлись во мнении американцы и русские, - считает эксперт.
- Проведённое вместе с афганскими экспертами исследование показало, что у движений - выходцев из стран Центральной Азии и Северного Кавказа база находится в городе Мирали (центр Северного Вазиристана, Пакистан) - территория, неконтролируемая правительством Пакистана. Северный Вазиристан известен, тем, что в одной только небольшой провинции находится более 20 тысяч медресе. Это место концентрации некоего исламистского духа сопротивления. Стоит отметить, что выходцев из стран СНГ - около четырёх тысяч. Все они хорошо подготовлены, вооружены и идеологически подкованы. Часть из них в прошлом году передвинулась на север, в провинцию Талукан – ближе к Таджикистану. Есть подобные отряды в Кундузе, несмотря на то, что там стоят германские войска, и в афганской провинции Бадахшан. Значительная этническая группа сосредоточена в провинции Фарьяб – на границе с Туркменистаном. И если мы в Кундузе, Толукане и Бадахшане имеем только стратегическое нависание и угрозу границам, то в провинции Фарьяб идут постоянные столкновения. Полтора месяца назад подобные вылазки боевиков завершились тем, что отряд прикрытия туркменской милиции был полностью разгромлен. Пограничный посёлок Шах оказался в руках экстремистов. Базируясь в этом населённом пункте, отряды талибов - так их можно назвать - уже способны атаковать территорию Туркменистана. На недавнем саммите ШОС в Душанбе не случайно появился президент Бердымухамедов. Все это говорит о том, что угроза очевидна и глава Туркмении осознал это. Туркмения впервые за девяностые и двухтысячные годы оказалась под ударом, хотя раньше всегда была в стороне, - говорит эксперт.
Что будет происходить дальше?
- В Узбекистане практически нет светской оппозиции, а если её нет, то место занимают исламистские группы. Это достаточно серьёзная проблема. Что касается Таджикистана и Кыргызстана. События 2012 года показали, что пограничных войск в Таджикистане практически нет. После того, как Аембекова взяли под стражу, погранвойска практически исчезли. Зато положение спасает 201-я база, и, соответственно, сохраняется необходимость восстановления прежней советской границы с Афганистаном. Насколько быстро решат этот вопрос - другое дело. Но потребность прямая есть. По опыту Баткенской войны мы знаем, что через Таджикистан проходят быстро и что 150-200 человек, прорвавшихся на территорию Кыргызстана, значительно дестабилизируют обстановку. Нельзя сказать, что это именно так и произойдёт, но этот вариант нужно иметь в виду и его заранее блокировать, - отметил Масаулов.
Тем не менее эксперт считает, что пока ситуация в Центральной Азии связана с двумя очень важными вещами. Конфигурация сил Россия - США - Китай принципиально важная. С Европой случилось самое страшное – она оказалась несамостоятельной, и её нужно держать под ручки.
- На днях я беседовал с одним западным экспертом, который приехал в Бишкек. Он говорит: Узбекистан под американцами - свершившийся факт, соответственно, Киргизию и Таджикистан будет забирать Россия. Я считаю, что его суждения не верные. Каримов - очень самостоятельная фигура, более того, его политика - всегда находиться в центре между всеми силами. Если идёт какой-то уклон в сторону западного вектора – он обязательно сделает шаг в сторону Китая и России и наоборот. Другое дело - Кыргызстан и Таджикистан, которые предприняли движения в сторону евразийской интеграции. И многие эксперты говорят, что для республик возникла угроза со стороны западных проектов. К тому же в относительно близкое время начнутся процессы смены власти и в Узбекистане, и в Казахстане. Это большая внутренняя угроза дестабилизации в ЦА. Отсюда выводы. Есть вариант вооружённого внешнего давления. Его надо иметь в виду и блокировать за счёт ОДКБ. Августовские учения в Китае и по-новому проведённый саммит ШОС, создают впечатление, что ШОС сделала реальный шаг к созданию ресурсов противостояния террористической исламской угрозе во всей Центральной Азии. ШОС и ОДКБ, как некий зонтик, - уверен эксперт.
Комментарии