Киргизия и Узбекистан должны сесть за стол переговоров, и вместе с российской и казахской стороной обсудить все нюансы строительства каскада ГЭС на киргизской территории. Об этом глава российской дипмиссии заявил на прошедшей в международном пресс-центре News-Asia пресс-конференции, комментируя угрожающие заявления главы Узбекистана Ислама Каримова по поводу строительство российско-киргизских ГЭС.
- Как вы знаете, эта проблема водораздела - очень сложная, и во всём мире нарастает её острота. Климатические изменения приводят к уменьшению площадей ледников и запасов воды, поэтому очевидно, что эту проблему надо решать и в двустороннем и в многостороннем формате. Проблема эта и у государств, расположенных по течению рек, и у государств, где есть источники водоснабжения, и стран-потребителей. Мы исходим из того, что странам , расположенным по течению рек, нужно договариваться между собой о том, какие ГЭС строить лучше, в каких местах, какими должны быть водохранилища, - отметил посол. - Что касается Киргизии и уже ведущегося строения каскада ГЭС, то он будет состоять из четырёх, пяти или шести ГЭС. Речь идёт о незначительных водохранилищах, которые не повлияют на водосброс Нарына, служащего главным источником формирования Сырдарьи. Что же касается Камбаратинской ГЭС, находящейся в стадии согласования, то можно было бы вспомнить о том, что проект этот разрабатывался ещё в советские годы в Ташкенте. И то, что всем переговорщикам – киргизской, узбекской и российской сторонам надо сесть за стол и показать технические расчёты. Строительство Камбаратинской ГЭС позволит вывести и Камбаратинскую ГЭС, и Токтогульскую на такой режим работы, когда вода будет сбрасываться в Узбекистан в вегетативный период. Сейчас «Токтогулка» работает в основном в зимний период, чтобы обеспечить электричеством всех и вода идёт в Узбекистан тогда, когда она там не нужна. После запуска Камбаратинской ГЭС она будет поставляться именно в вегетативный период.
Следует просчитать и возможности накопления воды для последующего сброса в пользу фермеров стран, расположенных ниже по течению, и их риски. Для этого необходимы квалифицированные специалисты – представители всех стран региона, интересы которых прямо или опосредованно затрагивает проект ГЭС.
- Поэтому, когда рассматривался проект, была идея совместного управления и участия в строительстве ГЭС 4 государств: России, Киргизии, Узбекистана и Казахстана. Пока проект в стадии проработки, разрабатывается технико-экономическое обоснование, решается вопрос о высоте будущей плотины… Поэтому есть время и у политиков и у энергетиков решить все вопросы при учёте и уважении взаимных интересов. Киргизию тоже можно понять: вода и ледники - это большой энергетический потенциал, и национальное достояние республики. И как распоряжаться им – это дело республики. Но при этом республике надо учитывать и международное право, и интересы государств нижнего течения рек. Полагаю, что все возможности для этих переговоров есть, - резюмировал Крутько.
Комментарии