В связи с изменяющейся обстановкой на Ближнем Востоке и передислокацией формирований ИГИЛ и сотрудничающих с ними экстремистских группировок в Центральную Азию, Управление по борьбе с терроризмом Узбекистана начало активную деятельность по сохранению безопасности в республике. С конца октября проведены несколько крупных спецопераций, в результате которых под стражу заключены десятки потенциальных сторонников распространения идей ИГИЛ. Только в Ташкенте под арестом оказались более 40 человек.
Активизация радикально-исламистского подполья в республике наблюдается с начала сентября. Тогда в столице республики удалось задержать группу вербовщиков -салафитов, собиравшихся отправиться со своими последователями в Сирию, Ливию и Ирак для ведения военных действий. А так же несколько последователей «Хизб ут-Тахрир», рассказавших на допросах о том, что им были даны указания возродить деятельность движения на территории Узбекистана. В начале октября в Коканде были задержаны несколько учительниц одной из средних школ города по подозрению в экстремизме. В их мобильных телефонах оперативники обнаружили агитационные материалы ИГИЛ с призывами к свержению Ислама Каримова. А в начале ноября правоохранители и военнослужащие Ташкента и вовсе оказались переведены на казарменное положение - «в связи с активизацией религиозных течений в Ферганской долине». На особый режим переведены и спецслужбы. Помимо обычной деятельности, они с помощью милиционеров, работников Госкадастра, Департамента по эксплуатации жилых помещений и районных хокимиятов проверяют съёмное жильё в Ташкенте, а так же недостроенные и нежилые дома на предмет нахождения там потенциально угрожающих безопасности города и республики в целом лиц. Есть у этих мер и иные задачи.
- Собранные в результате мониторинга сведения войдут в создаваемые в районных ОВД электронные базы данных «Лиц, сдающих объекты в аренду» и «Лиц, берущих объекты в аренду». Появление подобных баз позволит установить, сколько человек в настоящее время проживает в столице, повысит ответственность арендодателей перед налоговыми и коммунальными организациями, будет способствовать ликвидации задолженностей по коммунальным услугам, - отмечают в информационной службе ташкентского хокимията. - Группы изучат и строящиеся объекты для уточнения личности работающих там людей. При выявлении нарушений будут приниматься необходимые законодательные меры.
Очевидно, что в республике опасаются активизации радикальных исламистских течений в РУз до уровня открытых противостояний с властью либо терактов. Насколько же реальна подобная угроза? Обозреватель «Однако. Евразия» Иван Лизан полагает, что опасаться следует более не религиозных исламистов внутри страны, а вторжения сторонников «Талибана» со стороны Туркмении, чья граница с Афганистаном весьма слаба.
- Недавние аресты исламистов в Узбекистане свидетельствуют не только о росте числа сторонников радикального ислама, но и о достаточной активной и успешной работе правоохранительных органов в республике. Во-первых, аресты носят системный характер: 10, 6, 4 ноября, 28 октября. Во-вторых, в республике в последнее время не было крупных терактов с убитыми. Как правило, исламистов больше чем метание коктейлей Молотова, подрыв бутылок с бертолетовой солью и натягивание на мостах растяжек с арабской вязью, не хватает. Несомненно, в РУз есть исламистское подполье, равно как и Таджикистане и Киргизии, однако данное подполье слабое и серьёзной угрозы властям не представляет. Узбекистан – жёсткое авторитарное государство, а власть в 2005 году чётко показала свою готовность подавить любой бунт. Полагаю, что задержания исламистов являются оправданными, и ни к каким особым возмущениям в обществе не приведут. И убеждён, что угрозы отрытого противостояния исламистов с властями, например, масштабных терактов или попыток захвата городов, уличных боёв, нет и при сохранении власти в руках текущей элиты, быть не может, - поделился он своим мнением с News-Asia. - Куда большую опасность для Ташкента представляет общая обстановка на границах не с Таджикистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном. Афгано-узбекская граница надёжно прикрыта пограничниками и представляет собой непреодолимый барьер. Однако фланги – участки границы с Туркменистаном, Киргизией и Таджикистаном защищены слабо. Учитывая особую активность талибов на туркмено-афганской границе, особенно в Фарьябе, к весне вполне возможны попытки их прорыва в Туркменистан, который приступает к активной фазе строительства трубопровода ТАПИ, и, в таком случае, Ташкенту придётся перекрывать границу с Туркменией, препятствуя возможным прорывам исламистов в страну.
Комментарии