- Согласно финансовым документам, Каримова получила более $1 млрд. платежей и акций международных телеком-компаний в собственность. Компания TeliaSonera заплатила $ 381 млн и пообещала дополнительные 75 млн, «Вымпелком» и его материнская компания - российский «Альфа-Телеком» - заплатил $ 176 млн; российский гигант МТС заплатил $ 350 миллионов. Она также получила почти $ 90 млн от двух других компаний, обеспечиших WiMAX и беспроводной доступ к интернет-услугам в Узбекистане, - отмечает ведущий эксперт OCCRP, журналистка Миранда Патручич. - Каримова помогла компаниям, согласившимся оплатить требуемую ею сумму, получить лицензии на осуществление деятельности, и раздавила тех, что не согласились, в том числе три американских компании. Она использовала подобные схемы, по крайней мере, с шестью компаниями. Её дерзкие схемы, возможно, принесли бы народу Узбекистана деньги на выплату пенсий или оказание медицинской помощи. Но вместо этого средства были отданы в оффшорные инвестиционные фонды, потрачены на открытие счетов в банках и на приобретение роскошной недвижимости по всему миру, в том числе замка во Франции и пентхауса в Гонконге.1 миллиард долларов – не окончательная сумма, скорее всего, истинные масштабы предполагаемого вымогательства и взяточничества гораздо больше: большинство деловой документации так и не было найдено.
Гульнара Каримова – старшая дочь Ислама Каримова, бизнесвумен, сценарист, меценат, поп-дива Гугуша, и доктор политических наук в одном лице. Вместе с этим она представляла дипломатические интересы РУз в Испании и была постоянным представителем ООН в Женеве, и многие эксперты называли её вероятной преемницей своего отца на посту президента республики. Однако в 2013 году ситуация изменилась. В мае этого года прокуратура шведского национального антикоррупционного подразделения передала суду ряд документов по процессу, связанному с компанией «TeliaSonera». Они свидетельствовали о причастности Гульнары Исламовны к появлению на рынке сотовой связи республики шведско-финской компании «TeliaSonera» и её причастности к вымогательству взяток у руководства компании. Во Франции Каримова оказалась замешана в скандале, связанном с подкупом французских чиновников приезжими из РУз. После чего лишилась дипломатического иммунитета и вернулась на родину. Но и там ей не удалось найти покой: подконтрольные ей каналы телевидения заблокировали, близких людей стали преследовать, в чём Каримова обвинила ближайшего соратника отца, руководителя Службы национальной безопасности Узбекистана Рустама Иноятова. Затем последовал арест её личной охраны и изгнание гражданского мужа Руслана Мадумарова, после чего женщина вынуждена была выступить с заявлением об отказе от участия в президентских выборах.
Тем не менее Гульнара Каримова оставалась одной из самых популярных политических фигур в народе. Но в начале 2014 года и в самом Узбекистане против «узбекской принцессы» и её приближенных возбудили ряд уголовных дел, обвинив в коррупции. Гражданский муж Каримовой, Руслан Мадумаров, по данным Генпрокуратуры, прикрываясь предпринимательской деятельностью, создал в 2011-2013 годах преступную группировку, которая занималась шантажом и вымогательством, фальсификацией документов и другими преступлениями. В частности, они приобрели по искусственно заниженным ценам госактивы таких компаний, как «Узбекистон хаво йуллари» («Узбекские авиалинии»), Coca-Cola Ichimligi Uzbekiston Ltd, «Ферганский нефтеперерабатывающий завод» и т.д., которые впоследствии были расхищены и присвоены членами ОПГ. Своими действиями группировка причинила государству серьезный ущерб – около 100 миллионов долларов США, после чего её участники были задержаны при штурме квартиры и осуждены. Подруга и помощница Каримовой Гаяне Авакян, которая возглавляла компанию Takilant и фигурировала в коррупционном деле сотового оператора Telia Sonera, получила 9 лет лишения свободы, Рустам Мадумаров после обвинительного приговора получил 10 лет тюрьмы. Под домашний арест попала и сама Гульнара Каримова. Её обвинили в экономических преступлениях: Генпрокуратура – в мошенничестве в особо крупных размерах, а киргизский гражданский активист Адиль Турдукулов предположил, что она занималась махинациями с топливом в Киргизии. Дочка президента вынуждена была сбежать, и была объявлена в розыск. Сейчас по неофициальной информации она находится в одной из прибалтийских стран, но согласно последнему заявлению Генеральной прокуратуры Узбекистана осенью 2014 года дочь президента находится под домашним арестом.
Комментарии