Представители властей Киргизии и Узбекистана в пятницу, 25 марта, снова сели за стол переговоров. На пункте пропуска «Кызыл-Кия-автодорожный» по инициативе узбекской стороны председатель ГПС КР Райимберди Дуйшенбиев и командующий пограничными войсками СНБ Республики Узбекистан Рустам Эминжанов обсуждают ситуацию, сложившуюся на киргизско-узбекском участке государственной границы.
Сумеют ли договориться представители двух республик или же придётся привлекать «третейского судью» в лице ОДКБ, заместитель генерального секретаря которой Ара Бадалян был откомандирован в Бишкек? И что необходимо предпринять, чтобы аналогичные инциденты не дестабилизировали обстановку в регионе? Об этом News-Asia рассказал Андрей Казанцев, директор Аналитического центра ИМИ МГИМО.
- ОДКБ не было создано для решения водно-энергетических споров. ОДКБ изначально готово защищать Киргизию от, скажем, угрозы вторжения из Афганистана или каких-то действий международных террористов-боевиков, вроде, «Баткенской войны». Хотя в случае ужесточения водно-энергетических споров и каких-то вооруженных столкновений у ОДКБ есть недавно специально созданный миротворческий механизм и силы. Практики их применения ещё нет. Однако, как мне лично кажется, они могут быть задействованы либо с согласия двух сторон конфликта, либо при наличии серьезного международного мандата. Двусторонняя договорённость – это наилучший и идеальный вариант, - считает эксперт. - Недавно частная договорённость была достигнута между Казахстаном и Узбекистаном, хотя, будем реалистами, разногласия между Узбекистаном и Киргизией куда больше. В принципе, нужна международная экономическая поддержка, чтобы их разрешить. Нужны ресурсы внешних доноров, чтобы компенсировать сторонам их взаимные уступки. Увы, в ближайшей перспективе это недостижимо. В том числе, и потому, что великие державы, вместо того, чтобы решать конкретные вопросы, часто занимаются геополитической борьбой, таким «перетягиванием геополитического каната». Поэтому пока внешние игроки, вроде России, Китая или ЕС должны, хотя бы, помочь не допустить серьёзного конфликта между Киргизией и Узбекистаном, наподобие узбекско-таджикского или еще хуже.
- Насколько вероятно возникновение серии мелких конфликтов наподобие противостояния в Джалал-Абадской области, для дальнейшей дестабилизации обстановки в регионе?
- К сожалению, такие конфликты очень даже вероятны. Более того, есть серьёзные силы, в том числе, и внешние, которые в этом заинтересованы. Это, прежде всего, международные террористы и связанные с ними криминальные круги, работающие в сфере наркоторговли. Именно для этих кругов ослабление киргизской государственности наиболее выгодно, так как можно на неконтролируемых государством территориях создавать криминально-террористические анклавы по образцу того, что есть в Афганистане. Есть также и внешние спонсоры у таких кругов, прежде всего, это радикальные исламистские фонды и круги на Ближнем Востоке. В принципе, уже есть отработанные механизмы «наращивания конфликта» упомянутыми силами. Они включают в себя провокации и распространение провокационных слухов, а также, зачастую, и теракты.
- Должны ли быть предприняты со стороны ОДКБ в целом и России в частности какие-либо упреждающие меры в этом направлении?
- Этим силам ОДКБ и Россия однозначно должны противостоять, мандат ОДКБ это позволяет, тем более, что их цели и методы их работы в Ферганской долине и на Северном Кавказе одни и те же. Что касается либеральной и националистической оппозиции в Киргизии, то, как мне кажется, этим кругам надо быть осторожными, чтобы их действиями не воспользовались радикальные исламисты и террористы, как это было в ходе «арабской весны» на Ближнем Востоке.
Комментарии