В Казахстане кинематографисты завершили работу над фильмом про одно из самых противоречивых и популярных явлений во всём мире, приобретающее особый оттенок в Центральной Азии – двойную семейную жизнь. Ответить на вопрос, традиция ли это или навязанная современная мораль, попробовал фильм «Токал». Продюсером фильма и исполнительницей одной из главных ролей стала Гаухар Нуртас, уроженка Казахстана, а ныне - руководитель Hollywood film academy и Mount helix films Inc., почётный консул Казахстана в Лос-Анджелесе, основатель двух кинофестивалей и Тюркского культурного фестиваля в Голливуде.
В самом Казахстане не первый раз обращаются к теме двоеженства, приобретающего порой в республике весьма уродливые формы. Психологи, историки и сексологи ведут споры о феномене явления, а вайнерша Diana Idris не так давно сочинила и исполнила гимн казахстанских токал – «недоношенных детей страны». Однако вывести проблему на экран и мировой уровень решилась лишь Нуртас – как она призналась в одном из интервью, «токалство» затронуло её семью. Лента стала для соавтора истории и сорежиссёра десятой по счёту. Идея фильма зародилась ещё в 2013 году, съёмки стартовали в 2015 году в Алматы и Лос-Анджелесе. Первоначально на главную мужскую роль претендовал известный актёр Марк Дакаскос, даже засветившийся в промо-трейлере ленты. Однако позже его заменил казахстанец, и вместе с Гаухар Нуртас образы главных героев создали Ерик Жолжаксынов, Жанель Макажан и Тунгышпай Жаманкулов. Режиссёром ленты стал россиянин Евгений Чельцов, которому удалось переплести семейные ценности, любовь и бизнес.
Что за жизнь у современной второй жены токал, какой выбор сделать старшей первой жене – байбише, если муж нашёл другую, и как разделить бизнес между двумя равноправными семьями и родившимися в них детьми? Семейные ценности или новая мораль – что выберут главные герои? Ответы на эти вопросы можно будет получить уже 8 декабря: в этот день пройдёт премьера фильма в трёх странах – Казахстане, Киргизии и Азербайджане. Перед премьерой Нуртас посетила Киргизию – явление «токал» (в киргизской интерпретации «токол») сильно и там.
- Я претворила свою мечту в жизнь здесь, чтобы поднять центральноазиатское кино. Есть много феноменов французского кино, испанского, даже иранское кино начало подниматься. Но о нашем никто не знает. Мы постарались сделать так, чтобы этот фильм вышел в кинотеатрах двух стран в один день, так как для меня нет разницы - казах или кыргыз. Что касается феномена «токол», он не эксклюзивный, а социальный, который сильно проник в социальные слои всех стран. У нас почему-то это явление привязывают к древним традициям. В этом фильме спрашивается, является ли это традицией или моралью современного общества? На Западе это называется «женатые сладкие папочки». К нашему фильму интерес очень большой, - отметила она на пресс-конференции в Бишкеке.
Планируется, что история не станет достоянием только трёх государств. Она под названием «The other wife» в англоязычной версии может попасть в списки Берлинского и Каннского кинофестивалей.
Комментарии