В четверг, 24 февраля, в Москве стартует Первый международный зрительский кинофестиваль «Искусство кино х Москино». Его откроет фильм российского режиссера казахского происхождения Сергея Дворцевого «Айка» о молодой мигрантке из Кыргызстана, приехавшей в Москву на заработки и вынужденной оставить своего ребенка в роддоме. Лента прошла Канны, получила поощрение критиков и вышла в шорт-лист «Оскара» - правда, не от России, а от Казахстана, и остановилась в шаге от премии, не дойдя до финала совсем немного.
Дворцевой сделал невозможное для рамок российского кино - он заговорил о теме нелегальных мигрантов из постсоветских стран на российской территории с их позиции, фактически вышел в параллельную реальность России. И заговорил о ней так, что к нему прислушались не только маститые кинокритики, но и те, о ком кино снято - кыргызстанцы, около миллиона родственников и близких которых находится на заработках в России. В социальных сетях республики после выхода трейлера было очень много комментариев на тему фильма и большинство из них содержало положительные отзывы о правдивости отображенного - пусть и в полутораминутном ролике. Сам же режиссер на вопрос о том, реальна ли история из фильма, говорит следующим образом.
«Здесь нельзя сказать, сгущаю я краски или нет. Это реальная история, основанная на жизни реальной женщины. Я уверен, что таких, как она, много. Мы не привыкли к такой жизни и не знаем о ней. Иногда москвичам, живущим обычной московской жизнью, кажется, что такого не может быть. Мы не представляем, что происходит в реальности, что происходят вещи, которые не укладываются в голове. Ко мне приходила женщина-кыргызка, которая рассказывала, что ее мужу хотели отрубить руку за семь тысяч рублей. Это реальность. Мы не знаем, что жизнь мигрантов многократно опаснее, чем наша, потому что у нас есть права, а у них - нет. Когда ты не имеешь прав, ты боишься, и их обманывают и свои, и чужие. Мы видим это в фильме», - поделился он в интервью с корреспондентом ТАСС.
Режиссер в канун выхода на фестиваль и широкий экран отметил - картина не для всех. Но сделать его мягче в угоду кассовым сборам не имело смысла.
«Наша задача - как можно большему числу людей эту картину показать. Конечно, прежде всего будут смотреть люди, которые любят авторский кинематограф, возможно, которые знают мои фильмы, но надеемся, что посмотрят все те, кто любит что-то поглубже и посерьезнее, что стоит за общим массовым кино. А вообще человеку надо смотреть и читать сложные вещи, чтобы развиваться. Это важная часть человеческого развития и развития жизни. Я считаю, что фильм найдет своего зрителя, но делать из этой истории более удобоваримую и мягкую вещь в угоду массам я бы не стал и не хотел. Я считаю, что на такие серьезные темы надо либо серьезно разговаривать, либо вообще не разговаривать», - резюмировал он.
Комментарии